Внеклассное занятие

для 2 класса

«Здоровое питание - отличное настроение"                               

 

                                                               Учитель:Тютькина О.В.

 

Здоровое питание — отличное настроение.

 

 

Сценарий адаптированной игры «Последний герой»

Многие дети приходят в школу с уже ослабленным здоровьем, а процесс обучения требует от ребенка значительных физических и нервно-психологических затрат. Каждый учитель-практик решает эту проблему  по-своему на уроках, внеклассных мероприятиях. Важно, чтобы дети не просто получали валеологические знания, но и умели использовать их практически. В занимательной форме, в играх ребенку проще усвоить понятия «здоровый образ жизни», «охрана здоровья», «рациональное питание».

Цели: закрепить у детей знания о законах здорового питания; убедить их в необходимости и важности соблюдения режима питания; учить детей выбирать самые полезные продукты для здорового, рационального питания.

Оборудование: набор круп в мешочках, два набора овощей, картинки с набором продуктов, рыб, две коллекции соков; тарелки, стаканы, ложки; таблички «Завтрак», «Обед», «Полдник», «Ужин», гонг, молоточек для аукциона.

Ход игры:

Ведущий. Дорогие ребята! Сегодня мы с вами попадем на чудесный остров ~ Чунга-чанга. На нем мы найдем «последнего героя» — того, кто много знает о различных продуктах и умеет правильно питаться. На этом острове вас ждут испытания, вы проведете здесь целый день — от завтрака до ужина. Удачи вам!

Звучит мелодия песни «Чунга-чанга». Участники игры строятся в команды.

 

Ведущий:

 Команда «Изюминка» готова? Команда «Горошинка» готова? Экспер­ты будут помогать вам выжить на острове.

Выходят четверо экспертов. В руках у них табличка. Музыка звучит громче и прерывается ударом гонга.

1 – эксперт: (демонстрирует табличку «Завтрак»).

-Доброе утро, ребята! Надеюсь что, вы уже проснулись, сделали гимнастику, умылись, почистили зубы. Пора завтракать. Завтрак должен быть довольно плотным, так как примерно четвертую часть дневной нормы калорий мы должны съесть утром. Кто ответит, почему? (Ответы детей.) Итак, приступаем к выполнению заданий.

1-е задание. Определить на ощупь, какие крупы находятся в мешочках (но 2-3 мешочка на команду).

2-е задание. «Сорока кашу варила». Члены команд вытаскивают карточки с заданием: составить рецепт приготовления каши. Для «Изюминки» - манной, для «Горошинки» — рисовой. Подсказка: чем можно усовершенствовать кашу?

1 – эксперт:

Замечательные каши у вас получились, особенно у команды _______________________.

Каша — исконно русское блюдо. Самые древние каши — пшенная, манная, овсяная (геркулес). Каши — очень полезное блюдо, недаром про хилых людей в народе говорят «мало каши ел». В старину у русских князей существовал обычай — в знак примирения бывших врагов варить кашу. С тех пор про несговорчивых людей говорят: «С ним каши не сваришь».

Но хлеб на стол, так и стол - престол. Какая же еда без хлеба? Утром можно съесть и бутерброд, и булочку, и просто ломтик хлеба.

3-е задание. Вспомнить и назвать две - три пословицы о хлебе (или сложить из «половинок» части пословиц написаны на двух половинках плотной бумаги).

1-й эксперт:

-С завтраком на нашем острове обе команды справились успешно.Но время идет вперед. Все ближе победа наступает время обеда.

Звучат музыка и удар гонги. Выходит 2-й эксперт с табличкой «Обед».

2-й эксперт:

-Вот и пришло время обеда, пора плотно покушать — половину всех калорий суточных скушать. Проголодались? Тогда мойте руки и за стол. Очень много витаминов, полезных веществ в овощах. Овощи как бы «приглашают аппетит», так как в организме начинается выделение желудочного сока. Таким образом, и другие блюда лучше усваиваются.

1-е задание. Из нарезанных и целых овощей приготовить салат, украсить его и придумать оригинальное название,

Команды обмениваются получившимися салатами, идет дегустация бдюд.

2-й эксперт:

-С аппетитом все в порядке, можно приступить к составлению рецепта первого блюда.

2-е задание. Из набора картинок выбирают наборы для супа: команда «Изюминка» — для щей, команда «Горошинка» - для борща.

3-е задание. К обеду на второе блюдо полезны рыба или мясо. Команды но жребию идут на рыбалку (назвать как можно больше видов рыб), на охоту (назвать как можно больше мясных блюд).

2-й эксперт подводит итоги «Обеда». Звучат музыка и удар гонга. Выходит 3-й эксперт с табличкой «Полдник».

3-й эксперт:

-После сытного обеда прошло больше трех часов, можно отведать полдник — «заморить червячка». Заодно проверим вашу намять и внимание.

1-е задание. Игра «Запомни фрукты». Каждая команда получает плакат с изображением шахматного поля. Иа нем — картинки с фруктами. Участникам необходимо в течение 15 секунд запомнить расположение фруктов на поле.

На расстоянии 5-7 метров расчерчено такое же поле, рядом в коробке находятся муляжи фруктов. Участники но очереди бегут к коробке и в определенную ячейку кладут нужные фрукты.

2-е задание. «Узнай сок». Членам обеих команд предложены коллекции соков (5 б стаканов). На каждом стакане номер. Участники должны узнать но вкусу и цвету, из каких ягод, фруктов или овощей изготовлен сок. Названия записать в таблицу.

3-й эксперт:

-Человек на 70 процентов состоит из воды. В сутки потребность человека в жидкости составляет около двух литров. Без еды человек может прожить больше месяца, а без воды не больше 2-3 дней. Какие напитки вы знаете? (Ответы детей.) Как вы думаете, какой самый распространенный v нас напиток? Конечно же чай. Чаю уже более пяти тысяч лет, но на Руси он царствует сравнительно недавно. А до чая, который попал к нам из Китая, в Древней Руси пили морсы, рассолы, квас, сбитень (медовый напиток), кисели.

3-е задание. Реклама напитка.

3-й эксперт подводит итоги, передает эстафету 4-му эксперту с табличкой «Ужин». Звуки музыки, гонг.

4-й эксперт:

-Всякому нужен и обед, и ужин. Ужинать нужно не позднее, чем за два часа до сна. Это должна быть легкоусвояемая пища — желудку тоже необходим перерыв в работе. Это могут быть продукты из сыра, яиц, молока, овощей и фруктов (рагу, запеканки, суфле). Чтобы наш ужин прошел в теплой семейной обстановке, вспомним замечательную песню.

Участники игры поют песню «Кто пасется на лугу» (муз. А.Пахмутовой, сл. Ю. Черных).

1-е задание. Игра-эстафета «Подоим коровушку». Дети по очереди ложкой переносят воду, подкрашенную белой краской, из тарелки в стакан. У какой команды воды в стакане окажется больше, та и победила.

4-й эксперт:

-Всегданам пригодится белая водица,

Из водицы белой все, что хочешь делай.

Если вы знаете продолжение этой загадки, то вам повезло. Вы, наверное, догадались, что белая водица — это молоко.

2-е задание. «Молочный аукцион». Что можно сделать из молока? Какая команда назвала последний продукт из молока, та и победила.

4-й эксперт подводит итоги «Ужина». Звучит музыка и удар гонга.

Ведущий:

-Вот и подошел к концу день на острове Чунга-чанга. Надеюсь, вы провели его с пользой для себя, узнали много нового, подружились, стали сильнее и умнее. А теперь пришла пора выбрать в командах самого лучшего игрока, который достоин называться «последним героем» на нашем чудесном острове. Кто больше всего знает о вкусной и здоровой пище, кто не раз выручал команду за завтраком, обедом, полдником или ужином.

Каждая команда выбирает лучшего игрока и обосновывает свой выбор.

Ведущий. У нас есть медали «Серебряная витаминка»

Награждение победителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Устный журнал

для 3 класса

«Правильное питание – основа здоровья»

                                                             Учитель:Колесникова И.В.

 

Тема: Правильное питание – основа здоровья.

Цель:

- доказать, что правильное питание может улучшить качество жизни;

- познакомить учащихся с полезными и вредными продуктами;

- воспитывать культуру приёма пищи.

Оборудование: высказывания о питании, таблица “Пирамида питания”, “Витамины”, “Здоровье” №10, 2001 год, сок, раствор аскорбиновой кислоты, иод, пипетка, компьютер, проектор, видеофильм “Полезные бактерии”.

Ход занятия:

Все болезни к нам приходят через рот.
Народная мудрость.

       I.            Вводное слово учителя.

Тема нашего занятия: правильное питание – основа здоровья. К уроку вы готовили:

рецепт любимого блюда, пословицы о питании, свой учебник “Здоровье”. Сегодня мы выберем самое интересное сообщение. За правильный ответ вы будете получать жетоны, в конце занятия подсчитаем у кого наибольшее количество жетонов.

Ваше здоровье – самое ценное, что у вас есть. На всю жизнь человеку даётся только один организм. Если вы небрежно обращаетесь с какими-то предметами, их можно заменить, но заменить свой организм вы не сможете.

Многие болезни – всего лишь результат неправильного питания. Можно сохранить здоровье, если следить за характером питания. Сегодня мы будем говорить о том, как качество жизни можно улучшить благодаря правильному питанию. За каждый правильный ответ вы будете получать жетоны, в конце занятия мы подсчитаем жетоны и узнаем, кто активнее всего работал на уроке.

    II.            Объяснить пословицы:

Кто хорошо жуёт, тот долго живёт.

Аппетит приходит во время еды. Французская пословица

Умеренное употребление пищи – мать здоровья. М.В. Ломоносов

Молод – кости гложи, а стар – кашу ешь. Народная пословица.

Из-за стола нужно вставать с лёгким чувством голода.

Ужин не нужен, был бы обед.

Гречневая каша – мать наша, хлебец – кормилец.

 III.            Разминка:

Что такое фермент? Может ли один фермент способствовать перевариванию белков, жиров и углеводов?

Назовите органы пищеварительной системы.

Какая пищеварительная железа самая большая?

Назовите самый длинный орган человека.

Сколько часов пища находится в желудке?

Какие продукты богаты белками? Жирами? Углеводами?

Какое заболевание возникает при недостатке витамина С? А? В?

Универсальный источник энергии в организме человека.

IV.            Работа в группах:

Разделите лист на два столбика. В левом столбике напишите полезные продукты, в правом – вредные, на ваш взгляд, продукты.

Группы защищают свою точку зрения.

Работа с таблицей “Пирамида питания, рекомендованная ВОЗ”.

Полезные продукты: хлеб, макаронные изделия (желательно из муки грубого помола), различные крупы, картофель, овощи, фрукты.

“Берегись” (вредные): сахар, масло, сладости, кондитерские изделия.

   V.            Анализ анкет представляют учащиеся с помощью слайдовой презентации. [Приложение 1]

1. Сколько раз в день вы едите?

3 раза – 7 человек, 4 раза – 4 ученика, 6 раз – 5 человек.

2. Завтракаете каждый день?

“Да” - 10 человек, “нет” - 6 учащихся.

3. Ежедневно едите первые блюда?

“Да” ответили 7 человек, “нет” - 9.

4. Едите ли вы ежедневно овощи и фрукты?

“Да” - 11 человек, “нет” - 5.

5. За какое время до сна вы ужинаете?

“Перед сном” ужинают 6 человек, “за 2 часа до сна” - 6 учеников, “когда как” - 4.

6. Что вы едите в промежутках между едой?

“Фрукты” - 4 человека, “сладости” - 2 учащихся, “чай, молоко, йогурт” - 2, “ничего” - 4.

7. Разнообразно ли ваше меню в течение дня. Недели?

“Да” ответили 14 человек, “нет” - 2.

8. Какие продукты вы любите больше всего?

Фрукты предпочитают 13 опрошенных, молочные продукты – 7 человек, конфеты – 4 учащихся, суп, пельмени, колбасу – 3.

VI.            Правила питания. Учащиеся называют и комментируют.

1.    Режим питания улучшает работу органов пищеварения.

2.    Разнообразие питательных веществ и витаминов обеспечивает сбалансированное поступление необходимых организму веществ.

3.    Тщательно пережевывать пищу и смачивать её слюной: пережевывание подготавливает пищу для желудочно-кишечного тракта, измельчённая пища более доступна для действия ферментов. Эксперименты показывают, что только за счёт правильного жевания можно избавиться более чем от 90% болезней желудочно-кишечного тракта.

4.    Умеренность в еде. Важно не то, сколько съесть, а то, что и сколько усвоится из съеденной пищи. Постоянное переедание этому не способствует. С избытком пищи не справляются ферментные системы, пища подвергается брожению и гниению, организм отравляется.

5.    Не спешить во время еды. Продолжительность трапезы должна составлять не менее 20 минут при одном блюде и 30 – 40 при двух. При такой продолжительности достигается насыщение без переедания. [1]

Демонстрация видеофильма о бактериях, улучшающих пищеварение.

       I.            Ученик демонстрирует опыт качественной реакции на обнаружение в растворе витамина С – обесцвечивание йодной воды аскорбиновой кислотой. Витамин С по каплям приливают в йодную воду, наблюдают её обесцвечивание. Если при анализе исследуемой жидкости, например, яблочного сока, йодная вода не обесцвечивается, значит, витамина С в ней нет.

    II.            Кулинарная книга: учащиеся представляют рецепты своих любимых блюд.

Подведение итогов.

У кого больше всего жетонов – самый активный участник нашего занятия.

Кто представил самое интересное сообщение?

Награждение победителей.

Литература:

1. Колычева З.И. Биохимические основы здорового образа жизни. Тобольск, ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2000
2. Резанова Е.А., Антонова И.П., Резанов А.А. Биология человека в таблицах, рисунках и схемах. М.:Издат-Школа, 1998
3. Семенышева А.В., Колпакова О.А.Здоровье и проблемы безопасного питания. Я иду на урок. Человек и его здоровье. М.: Первое сентября. 2000, с.73 – 101

 

                                

 

 

Внеклассное занятие

по здоровому питанию

для 4 класса

«Дары моря»

 

                                                                    Учитель: Сафронова С.В.

 

                                 Внеклассное занятие «Дары моря»

Цели:

Оборудование: презентация

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Подготовительная работа.

Игра «Составь меню обеда»
- На рисунке стол, на котором находятся изображения блюд: тарелка с гуляшом и вермишелью, стакан с компотом.
- Что нужно добавить в меню обеда? (Дети предлагают свои варианты закуски, первого блюда, хлеб).
- Какие питательные вещества содержатся в этих продуктах?

III. Постановка темы и целей урока.

IV. Работа по теме занятия.

- Ребята, кто из вас знает, что называется морепродуктами?
- Послушайте разговор детей, отдыхающих в летнем лагере.

Инсценировка.

- Я живу  у  моря. У нас в семье все любят морепродукты. Так называются морские растения и животные, за исключением рыбы, которые человек использует в пищу. А вы знаете, что из морепродуктов можно приготовить целый обед!
- Правда? Странно, я только два вида морепродуктов знаю: кальмары и морская капуста.
- А вот послушай: на закуску – салат из мяса краба, на первое – суп из мидий, на второе – фаршированные кальмары, на десерт – желе.
- А желе-то тут при чем?
- Для приготовления желе, мармелада, суфле используют вещество агар-агар. Его получают из морских водорослей.

Доклады учащихся о морепродуктах

1.    Морепродукты – традиционное название для всех нерыбных продуктов моря. Это – крабы, креветки, кальмары, лангусты, мидии, устрицы, морская капуста и т.д. Они содержат много легкоусвояемого белка, витамины С, Д, В, РР, большое количество необходимых организму микроэлементов, прежде всего йода. (Слайд 2)

2.    Морепродукты известны в России очень давно, т.к. у нашей страны довольно большая морская граница. Но морские продукты никогда не были особенно популярны, главным образом, из-за сложности хранения. При малейшей несвежести они становятся непригодными для еды. Вот почему морепродукты не включают в меню столовых детских учреждений, однако в семейном рационе они могут использоваться довольно часто. (Слайд 3)

3.    Салат из морской капусты – самое доступное по цене лакомство. Ламинарии растут на глубине 15-20 метров. Богаты солями калиями, натрия, фосфора, магния, железа, алюминия, йода, брома, хлора, кобальта, марганца и др. Она содержит витамины А, С, группы В. Морская капуста содействует работе почек, улучшает обмен веществ, деятельность кишечника. В ней много йодистых соединений, поэтому врачи рекомендуют ее больным сердечно–сосудистыми заболеваниями, заболеваниями щитовидной железы. (Слайд 4)

4.    Мидии богаты полноценным белком, жиром, углеводами и микроэлементами: селеном, натрием, калием, кальцием, магнием, йодом, бором, кобальтом, марганцем. Мидии содержат витамины В1, В2, В6, РР. Мясо мидий варят, солят, замораживают. Достаточно два-три раза в неделю съесть немного приготовленных на пару мидий, чтобы обогатить рацион микроэлементами, редкими в земной пище, которые мы обычно добираем с помощью аптечных препаратов. (Слайд 5)

5.    Кальмары и осьминог – настоящая кладовая белковых веществ. По химическому составу мясо кальмаров и осьминогов отличается большим количеством воды и малым содержанием жира. В нем есть витамины С и группы В. А также микроэлементы. (Слайд 6)

6.    Креветки - кладезь белка и минеральных элементов. В креветках йода почти в сто раз больше, чем в говядине. Мясо креветок богато натрием, калием, кальцием, магнием, серой, фосфором, железом, алюминием, медью, цинком, марганцем, другими микроэлементами. (Слайд 7)

Учитель. Йод — микроэлемент, необходимый для работы щитовид­ной железы, которая, в свою очередь, регулирует в организме важнейшие обменные процессы. Если йода в организм посту­пает недостаточно, это приводит к возникновению самых се­рьезных заболеваний, лечение которых возможно только в том случае, если йодный дефицит организма ликвидирован. Йод необходим для нормального роста, хорошего самочувствия и успешной работы.

Суточная потребность йода для нормальной деятельности щитовидной железы — 200 мг (две «крупинки»). Естественными источниками йода являются питьевая вода, овощи и, конечно, морепродукты.

Помимо использования морепродуктов, еще одним из вариантов решения проблемы йододефицита может стать включение в рацион питания йодированных продуктов — йодированной соли, хлеба, молока, яиц. В последнее время появилась даже йодированная жевательная резинка.

Вкус йодированных продуктов ничем не отличается от традиционных, однако польза их значительно выше. Некоторые продукты требуют соблюдения особых правил хранения. Так, к примеру, йодированную соль нельзя хранить на откры­том свету, так как под действием света йод быстро разрушается и соль теряет свои полезные качества. Поэтому лучше держать ее в темных и плотных пакетах, а в солонку насыпать небольшое количество, которое тут же используется.

V. Закрепление изученного.

 

. Викторина «Дары моря». (Слайды 8, 9)

Цель: расширить представления детей о пользе съедобных морских растений и животных.

Форма проведения: индивидуальная

1.    Что такое «скрытый голод»?

·         недостаток микроэлементов в питании;

·         недоедание;

·         диета;

·         недостаток пищи в рационе

2.    Назовите продукты питания, содержащие йод в наибольшем количестве

·         рыба и морепродукты;

·         макароны;

·         хлеб;

·         овощи и фрукты

3.    Во время второй мировой войны японские солдаты пользовались высушенными креветками. Для того, чтобы воспользоваться такой креветкой, надо было ее слегка увлажнить. В качестве чего использовались креветки?

·         как антисептик;

·         как источник света;

·         как талисман;

·         как горючее

4.    Вещество, используемое для приготовления желе, мармелада, суфле. Его получают из морских водорослей.

·         желатин;

·         агар-агар;

·         морская соль;

·         каучук

5.    Какую из рыб, обитающих в Черном море, называют «золотой» за вкусное мясо?

·         кефаль;

·         барабуля;

·         тунец;

·         бычок

«Проверь себя». (Слайд 10)

1.    Недостаток микроэлементов в питании.

2.    Рыба и морепродукты.

3.    Антисептик.

4.    Агар-агар.

5.    Тунец.

3. Кроссворд «Морские обитатели» (Слайд 11)

Цель: закрепить знания учащихся о морских обитателях.

Форма проведения: групповая работа

4. Игра «Найди названия морских рыб» (Слайды 12, 13)

Цель: выявить знание учащимися морских рыб, которых можно употреблять в пищу.

 

VI. Рефлексия. Итог занятия.

- Какие морепродукты вы знаете? Чем они полезны для человека?
- Оцени, как ты выполнял задания на уроке. (Раскрась одну рыбку.)
Учащиеся получают карточку, на которой нарисованы 4 рыбки. Напротив каждой высказывание.

1.    Быстро, правильно и самостоятельно.

2.    Правильно, но медленно.

3.    Правильно, но с помощью других.

4.    Быстро, но неправильно.

 

 

 

 

 

Хостинг от uCoz