Методические рекомендации

для общеобразовательных учреждений Краснодарского края

о преподавании основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)

в 2012– 2013 учебном году

 

1. Нормативно-правовые документы

 

Преподавание предмета в 2012 – 2013 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:

1.Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями, внесёнными приказами Министерства образования России от 9 марта 2004 года № 1312, от 20 августа 2008 г. № 241, от  30 августа 2010 г. № 889, от 3 июня 2011 г. № 1994, от 31 января 2012. № 69, от 1 февраля 2012 г. № 74 (вступает в силу с 1 сентября 2012  г.).

2.Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 7 июля 2005 г. N 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»,

3.Письмо департамента образования и науки Краснодарского края от 6 апреля 2010 года № 47-3315/10-14 «О рекомендациях по формированию образовательной программы общеобразовательного учреждения».

4.Приказ департамента образования и науки Краснодарского края от 25 октября 2011 года № 5811 «Об определении перечня профилей, открываемых в общеобразовательных учреждениях Краснодарского края в 2012-2013 учебном году,  и предметах  по выбору для сдачи экзаменов в ходе государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов, проводимой территориальными экзаменационными комиссиями» с изменениями от 28.02.2012 № 846.

5.Приказ департамента образования и науки Краснодарского края от 10.07.2012 № 5563 «О примерных учебных планах для общеобразовательных  учреждений Краснодарского края».

6.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. N 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год». Подробная информация о рекомендуемых учебниках представлена на сайте http://fp.edu.ru/asp .

7.Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН  2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29 июня 2011 г.).

8.Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», с изменениями и дополнениями от 26.11.2010 № 1241, от 22 сентября 2011 № 2357. http://mon.gov.ru/files/materials/7195/373.pdf , http://mon.gov.ru/dok/fgos/7195 .

9.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/prm1897-1.pdf .

10.Приказ департамента образования и науки Краснодарского края от 09.04.2010 № 1063 «Об утверждении перечня образовательных учреждений края, являющихся пилотными (апробационными) площадками по введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями от 6.09.2010 № 3044.

11.Приказ департамента образования и науки Краснодарского края от 27.02.2012 № 802 «Об утверждении перечня образовательных учреждений края, являющихся пилотными площадками по введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

12.Письмо департамента образования и науки Краснодарского края от 10.07.2012  № 47-10721/12-14 «Об учебных планах образовательных учреждений, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты общего образования в 2012-2013 учебном году».

 

2. Учебно-методическое обеспечение

 

2.1. Основное общее образование

В соответствии с Федеральным базисным учебным 2004 г. предмет ОБЖ введен как обязательный предмет в основной общеобразовательной школе, и на его преподавание в 8 классе отводится 34 часа в год.

Согласно приказу департамента образования и науки Краснодарского края от 10.07.2012 г. № 5563 «О примерных учебных планах» учебный предмет ОБЖ изучается в 5-7 классах как самостоятельный курс (за счёт компонента образовательного учреждения) или интегрированный курс с другими предметами в объеме 1 часа в неделю, в 8 классе только  как самостоятельный курс в объеме также 1 часа в неделю.

В 9 классе предмет изучается в объеме 1 часа в неделю за счет компонента образовательного учреждения.

Таким образом, распределение часов на изучение предмета ОБЖ в 5-9 классах за счет федерального, регионального компонента и компонента образовательного учреждения осуществляется следующим образом:

 

Наименование предмета

Классы

5

6

7

8

9

ОБЖ, часов в неделю

1

1

1

1

1

 

Дополнительные часы при изучении предмета могут быть добавлены из компонента общеобразовательного учреждения.

При этом более детальному изучению подлежат следующие тематические направления:
- безопасность в бытовой (городской) среде (безопасность в населенном пункте, безопасность на 
транспорте, безопасность в быту);
- пожарная безопасность и правила поведения при пожаре;
- безопасность в природной среде (безопасность при вынужденном автономном существовании, 
безопасность при смене климатогеографических условий, безопасность на воде);
- безопасность в социальной среде (безопасность в криминогенных ситуациях, безопасность при 
террористических актах);
- безопасность в чрезвычайных ситуациях (безопасность в чрезвычайных ситуациях природного 
характера, безопасность в чрезвычайных ситуациях техногенного характера);
- основы здорового образа жизни (факторы, укрепляющие здоровье, факторы, разрушающие здоровье 
человека).

При организации изучения предмета ОБЖ, а также составлении поурочного планирования целесообразно руководствоваться следующими документами:

1. Примерная программа по ОБЖ для основного общего образования

2. Авторская программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5 — 11 классов общеобразовательных учреждений (авторы В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский, изд-во «Дрофа», 2006)

3. Примерная программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 — 11 классов общеобразовательных учреждений (под редакцией А.Т. Смирнова, изд-во «Просвещение», 2006)

Кроме того, можно использовать существующие региональные авторские программы, которые конкретизируют содержание предметных тем курса ОБЖ, дают примерное распределение учебных часов по разделам и  определяют последовательность изучения тем и разделов учебного предмета в основной и старшей школе:

1.     Региональная программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (авт.-сост. Ю. Я. Леонтьев).

2.     Региональная программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности и военной службы» (авт. Л. В. Багдасаров).

Для преподавания предмета ОБЖ на ступени основного общего образования используются учебники «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов (под редакцией Ю.Л.Воробьева, издательство «Астрель»), УМК по предмету ОБЖ для 5-9 классов (авторы В.В.Марков и др., издательство «Дрофа»), учебники «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 и 7 классов (авторы А.Т.Смирнов и др., издательство «Просвещение»).

Методическую помощь преподавателю-организатору ОБЖ в преподавании предмета и подготовке к итоговой аттестации в 9 классе могут оказать следующие издания:

1.                              Маслов А. Г. «Основы безопасности жизнедеятельности на уроках географии». 6 – 9 классы. 112 с., ч/б, Издательство: Дрофа, 2011.

2.                              Михайлов А.А. «Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». 5 – 9 классы. Методическое пособие. 80 с., Издательство: Дрофа, 2011.

3.                              Соловьев С.С. «Основы безопасности жизнедеятельности. Алкоголь, табак и наркотики — главные враги здоровья человека». 5 – 11 классы. Учебно-методическое пособие. 224 с., Издательство: Дрофа, 2010.

4.                              Муравьев А.Г., Перевозчиков А.Н., Данченко С.П., Дурнев Р.А., Петрова Н. М. «Методы и средства оценки факторов радиационной и химической опасности». 8 – 11 классы. Методическое пособие. 160 с., Издательство: Дрофа, 2011.

5.                              Легкобытов А. В., Мишин Б. И., Александрова С. Р. «Основы психологической безопасности личности». 5—11 классы. Методическое пособие. 224 с., Издательство: Дрофа, 2011.

Данный список не является исчерпывающим, в течение учебного года он постоянно пополняется новыми изданиями.

При подготовке и проведении уроков по ОБЖ целесообразно использовать сайты «Фестиваль педагогических идей (раздел ОБЖ)- http://festival.1september.ru/articles/subjects/12, «Учительский портал (раздел  учителя ОБЖ)- http://uroki.net/docobgd.htm , персональные сайты учителей ОБЖ и многие другие.

 

2.2. Среднее (полное) общее образование

В средней (полной) общеобразовательной школе учебный предмет «ОБЖ» преподается на двух уровнях - базовом и профильном.

Согласно приказу департамента образования и науки Краснодарского края от 10.07.2012 г. № 5563 «О примерных учебных планах» учебный предмет «ОБЖ» на базовом уровне изучается в 10 классе в объеме 2-х часов в неделю, в том числе 1 час за счет компонента образовательного учреждения, в 11 классе в объеме 1 часа в неделю.

При профильном обучении (оборонно-спортивный профиль) предмет «ОБЖ» преподается в 10-11 классах, и на его изучение в течение двух лет выделяется 140 часов, из расчета 2 часа в неделю.

При выборе профиля необходимо руководствоваться приказом департамента образования и науки Краснодарского края от 9 декабря 2010 года   № 4097 «Об определении перечня профилей, открываемых в общеобразовательных учреждениях Краснодарского края в 2011-2012 учебном году, и предметах по выбору для сдачи экзаменов в ходе государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов, проводимой территориальными экзаменационными комиссиями».

Таким образом, распределение часов на изучение предмета ОБЖ за счет федерального, регионального компонента и компонента образовательного учреждения осуществляется следующим образом:

 

Наименование уровня, профиля

Средняя (полная) школа

(часы в неделю)

10  кл.

11  кл.

Базовый уровень

2

1

Профильный уровень

2

2

 

            При этом более детальному изучению подлежат следующие образовательные направления: 
- основы здорового образа жизни (факторы, укрепляющие здоровье; факторы, разрушающие здоровье 
человека);
- безопасность в социальной среде (безопасность при террористических актах, безопасность при 
возникновении региональных и локальных вооруженных конфликтов и массовых беспорядков);
- безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций военного характера;
- пожарная безопасность и правила поведения при пожаре;
- основные направления деятельности государственных организаций по защите населения и территорий 
от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
- мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
- государственные службы по охране здоровья и обеспечению безопасности граждан;
- правовые основы организации обеспечения безопасности и защиты населения;
- вопросы государственного и военного строительства Российской Федерации (военные, политические 
и экономические основы военной доктрины Российской Федерации, Вооруженные Силы России в 
структуре государственных институтов);
- военно-историческая подготовка (военные реформы в истории Российского государства, дни воинской 
славы в истории России);
- военно-правовая подготовка (правовые основы защиты государства и военной службы, воинская обязанность 
и подготовка граждан к военной службе, правовой статус военнослужащего, прохождение военной службы, 
воинская дисциплина);
- государственная и военная символика Вооруженных Сил Российской Федерации (символика Вооруженных 
Сил Российской Федерации, ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации).
 

Полная информация о приоритетных направлениях учебно-методического обеспечения образовательного процесса в ОУ края содержится в письме ГОУ Краснодарского края ККИДППО от 1 марта 2011 г. № 01-20/526.

При организации изучения предмета ОБЖ, а также составлении поурочного планирования рекомендуется руководствоваться следующими документами:

1.     Примерная программа по ОБЖ среднего (полного) общего образования на базовом уровне

2.     Авторская программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5 — 11 классов общеобразовательных учреждений (авторы В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский, изд-во «Дрофа», 2011)

3.     Примерная программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 — 11 классов общеобразовательных учреждений (под редакцией А.Т. Смирнова, изд-во «Просвещение», 2006)

4.     Примерная программа по ОБЖ среднего (полного) общего образования на профильном уровне

Кроме того, рекомендуется использовать существующие региональные авторские программы, которые конкретизируют содержание предметных тем курса ОБЖ, дают примерное распределение учебных часов по разделам и  определяют последовательность изучения тем и разделов учебного предмета в старшей школе:

1.     Региональная программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (авт.-сост. Ю. Я. Леонтьев)

2.     Региональная программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности и военной службы» (авт. Л. В. Багдасаров)

Для преподавания предмета ОБЖ на базовом уровне в старшей школе целесообразно использовать учебники «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 и 11 классов (авторы А.Т. Смирнов и др., издательство «Просвещение», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» для 10-11 классов (авторы А.Т.Смирнов и др., издательство «Просвещение»). Кроме этого, целесообразно использовать учебники «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 и 11 классов (авторы В.В.Марков и др., издательство «Дрофа»), «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 и 11 классов (под редакцией Ю.Л.Воробьева, издательство «Астрель»).

Для преподавания предмета ОБЖ на профильном уровне в старшей школе кроме учебников, названных выше, можно использовать учебник «Основы военной службы» для учреждений среднего профессионального образования (авторы А.Т.Смирнов и др., издательство «Академия», мультимедийное учебное пособие «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 класса (под редакцией С.К.Шойгу, Ю.Л.Воробьева, издательство ООО «Мультимедиа Технологии и Дистанционное обучение»).

Как учебно-методическое обеспечение региональной программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности и военной службы» (авт. Л. В. Багдасаров, 2010) можно использовать учебник «Основы безопасности жизнедеятельности и начальной военной подготовки. Авторский лекционный курс для основных общеобразовательных школ» для 8-9-х и 10-11-х классов (автор Л. В. Багдасаров, издательство «Советская Кубань»).

Методическую помощь преподавателю-организатору ОБЖ в преподавании предмета и подготовке к итоговой аттестации в 9 классе могут оказать следующие издания:

1.                              Латчук В. Н., Миронов С. К., Мишин Б. И. «Основы безопасности жизнедеятельности». 5—11 классы. Планирование и организация занятий в школе. 96 с., Издательство: Дрофа.

2.                              Латчук В. Н., Миронов С. К.. «Терроризм и безопасность человека». 5—11 классы. Учебно-методическое пособие. 80 с., Издательство: Дрофа.

3.                              Соловьев С. С. «Основы безопасности жизнедеятельности. Алкоголь, табак и наркотики — главные враги здоровья человека». 5—11 классы. Учебно-методическое пособие. 224 с., Издательство: Дрофа.

4.                              Муравьев А. Г.,. Перевозчиков А. Н, Данченко С. П., Дурнев Р. А., Петрова Н. М.. «Методы и средства оценки факторов радиационной и химической опасности». 8—11 классы. Методическое пособие. 160 с., Издательство: Дрофа.

5.                              Легкобытов А. В., Мишин Б. И., Александрова С. Р. «Основы психологической безопасности личности». 5—11 классы. Методическое пособие. 224 с., Издательство: Дрофа.

 

При подготовке и проведении уроков по ОБЖ целесообразно использовать сайты «Фестиваль педагогических идей (раздел ОБЖ)- http://festival.1september.ru/articles/subjects/12,

«Учительский портал (раздел  учителя ОБЖ)- http://uroki.net/docobgd.htm ,

Методические пособия, статьи для обучения в сферах безопасности, здоровья, БЖД, ОБЖ, ПДД, ЗОЖ, педагогики, методики преподавания, школ, вузов (программы, учебники)-

http://www.edu-all.ru/pages/links/all_links.asp?page=1&razdel=9

Электронные книги «Преподавание ОБЖ в школе и ССОУ»-

http://mykrevedki.ru/lib/Book-21-25.htm,l ,

Поурочные тематические календарные планы, разработки уроков, сценарии, правила, акты, приказы по ОБЖ-

http://sverdlovsk-school8.nm.ru/docobgd.htm ,

http://www.mchs.gov.ru. spasinfo@gmail.com Электронная версия газеты «Спасатель МЧС».

http://pedsovet.org/forum/index.php?showtopic Основы безопасности жизнедеятельности. Методика и опыт.

Специфика и особенности преподавания ОБЖ в основной школе. http://www.obzh.ru/dbo2007.html ОБЖ.РУ. Образовательный портал. Нормативные документы. Рефераты по ОБЖ. Словарь терминов. Статьи и публикации. Учебники и пособия. Экзамены по ОБЖ, а также персональные сайты учителей ОБЖ и многие другие.

 

 

3. Особенности преподавания ОБЖ

в 2012-2013 учебном году

 

В 2012-2013 учебном году в преподавании ОБЖ обращаем внимание на следующие особенности.

В соответствии с требованиями приказа Министра обороны и Министра образования Российской Федерации от 24 февраля 2010 года № 96/134 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знани­ям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образо­вательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образова­тельных учреждениях начального профессионального и среднего профессио­нального образования и учебных пунктах, а также совершенствования воен­но-патриотического воспитания молодежи» продолжительность учебных сборов с учениками 10 класса составляет  5 дней (35 учебных часов).

Результаты учебных сборов оцениваются в соответствии с рекомендациями по оценке результатов учебных сборов (приложение N 9 к настоящей Инструкции).

Общая оценка граждан, обучающихся в образовательных учреждениях, заносится в классный журнал с пометкой "Учебные сборы", которая учитывается при выставлении итоговой оценки за весь курс обучения в образовательном учреждении. Подготовка по основам военной службы проводится в образовательных учреждениях общего образования в течение последних двух лет обучения, т.е. в 10-11 классах (ст. 5 Постановления Правительства РФ от 31.12.1999 г. № 1441).

Гражданам, уклонившимся от учебных сборов, выставляется неудовлетворительная оценка за сборы.

Для граждан, не прошедших учебные сборы по уважительным причинам, в образовательном учреждении (учебном пункте) организуется теоретическое изучение материалов учебных сборов и сдача зачетов.

Обучение девушек начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы осуществляется в добровольном порядке.

 

4. Рекомендации по работе с одарёнными детьми

в рамках преподавания ОБЖ в 2012-2013 учебном году

 

В рамках работы с одаренными детьми основная роль принадлежит олимпиадам и конкурсам.

В олимпиадах и конкурсах по ОБЖ участвуют дети, показывающие особые, выдающиеся способности и достижения по данному предмету. Это традиционная форма работы с одаренными детьми. Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы к организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии его интеллектуально-творческого потенциала. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и, соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.

Наличие проблем глобальной безопасности и национальных проблем, которых становится все больше, вызывает необходимость корректировки общего образования по ОБЖ, поиска и применения новых педагогических технологий, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса.

К таким формам можно отнести и Всероссийскую олимпиаду школьников, в номинации которой с 2008 года вошла и олимпиада по ОБЖ.

В отличие от других предметных олимпиад олимпиада по ОБЖ имеет ярко выраженную социальную направленность, где реализуется принцип олимпийского движения «Главное не победа, а участие».

При этом олимпиады по ОБЖ помогают решать целый ряд важных задач:

1. Развитие творческого и познавательного потенциала одаренного ребенка, его коммуникативных способностей.

2. Воспитание чувства патриотизма, гражданственности, формирование национального самосознания, чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни.

3. Актуализация знаний по предмету «ОБЖ», расширение кругозора.

4. Формирование важных положительных личностных качеств, таких как инициативность, ответственность, настойчивость в достижении цели.

Методическим работникам и преподавателям - организаторам ОБЖ при подготовке к олимпиаде по ОБЖ рекомендуется использовать методическое пособие Латчука В.Н. «Всероссийская олимпиада школьников по основам безопасности жизнедеятельности» / науч. ред. Э.М. Никитин. - М.: АПКиППРО, 2008.

Для подготовки школьников к олимпиадам по ОБЖ целесообразно осуществлять взаимодействие с краевым Центром дополнительного образования для детей (г. Краснодар, ул. Красная, 76, тел. 259-83-87), а также (для города Краснодара) – с Центром дополнительного образования для детей «Малая академия» (г. Краснодар, ул. Чапаева, 85/1, тел. 259-45-03, 255-53-36).

В данных учреждениях не только проводятся занятия с одарёнными детьми, но и осуществляется помощь в подготовке к конкурсу научно-исследовательских проектов учащихся «Эврика».

 

5. Предпрофильное обучение

 

Базисным учебным планом в IX классах в рамках предпрофильной подготовки введены элективные курсы (курсы по выбору).

В преподавании элективных курсов рекомендуем использовать программу элективного курса по ОБЖ "Армия государства Российского и защита Отечества" (http://festival.1september.ru/articles/503035/).

сборник Винник А. Л., «Основы безопасности жизнедеятельности. Программы элективных курсов. Предпрофильное обучение». 8—9 классы. В

сборнике представлены две программы: «Технологии укрепления и сбережения здоровья» и «Разумный образ жизни — основа крепкого здоровья, благополучия и успеха».

 

6. Использование оборудования

для оснащения кабинета ОБЖ в 2012-2013 учебном году

 

Перечень оборудования для оснащения кабинета содержится в письме  Министерства образования и науки РФ от 1 апреля 2005г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений», приказе Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010 г. N 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».

Согласно  вышеназванной Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знани­ям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образо­вательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образова­тельных учреждениях начального профессионального и среднего профессио­нального образования и учебных пунктах, а также совершенствования воен­но-патриотического воспитания молодежи 2010 года в образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер).

Необходимо  руководствоваться приложением 1 к Инструкции (п.14), которое содержит рекомендуемые нормативы материально-технического оснащения ОУ для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы.

 

Целесообразно также использовать Методические рекомендации по оборудованию кабинета (класса) ОБЖ в общеобразовательном учреждении (авторы Крючек Н. А., Миронов С. К., Мишин Б. И) издательства Дрофа.

 

 

Заведующая  кафедрой

здоровьесберегающих технологий                                    В.А.Гуляева

 

Доцент кафедры

педагогики и дополнительного образования,

курирующий преподавание ОБЖ                                         С.И.Волков

 

 

 

 
Хостинг от uCoz