Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №14

муниципального образования Усть-Лабинский район

 

Р О Д И Т Е Л Ь С К О Е

 

С О Б Р А Н И Е

 

« Мама, папа, я – читающая семья»

 

( собрание – праздник)

 

 

 

                                                                   Учитель     И.В. Колесникова

 

 

 

Цель:

 

v  Содействовать воспитанию любви к чтению у младших  школьников и их родителей;

v Сплочение родителей и детей, сплочение классного коллектива.

 

Форма:

 

v Интеллектуальная семейно-развлекательная программа.

 

Участники:

 

v Учащиеся 1 класса;

v Родители учащихся;

v Классный руководитель

 

Подготовительный этап:

 

v Анкетирование детей и родителей;

v Разучивание стихотворений.

 

План проведения собрания:

 

v Вступительное слово классного руководителя;

v Конкурсная программа;

v Подведение итогов  и принятия решения собрания.

 

 

                                             Х О Д     С О Б Р А Н И Я

 

СЛАЙД ___

Дорогие родители! Пусть не удивляет вас тема нашего сегодняшнего родительского собрания. Эта тема тесно связана с заботой об образовании ваших детей, об их успешной учебе, адаптации в успешно меняющемся мире, конкурентоспособности  на рынке труда в будущем. Всем нам, родителям, хочется, чтобы ребенку сопутствовала удача, чтобы он не был отстающим в среде сверстников, чтобы его уважали и ценили другие.

Но как этого добиться? Мировой опыт подсказывает: надо как можно раньше приобщать детей к чтению и к книге.

     Но как этого добиться? Мировой опыт подсказывает: надо как можно раньше приобщать детей к чтению и к книге.

     От того, читают ли наши дети, что и как читают, зависит их сегодняшний успех и завтрашняя судьба, а в совокупности – судьба России.

      Сегодня, когда наши дети постигают азы чтения, необходимо помочь им полюбить книгу, так как неумение читать не только отрицательно влияет на успеваемость ребенка, но и на его общее развитие.

     

      Совет №1: Рассказывайте детям о ценности чтения. Показывайте связь чтения с их успехами в учебе и в других делах. Приводите примеры положительного влияния книги на вашу собственную жизнь или жизнь других людей. Поощряйте дружбу с детьми и взрослыми, которые любят читать.

 

       Пока ребенок мал, взрослые с упоением читают ему книги. Когда же он идет в школу, то облегченно вздыхают, надеясь, что вот теперь, то отдохнут. А ведь неверно это. А еще некоторые родители ошибочно полагают, что любое чтение полезно. Другие считают, что за этим должен следить учитель или библиотекарь, а роль родителя в этом деле невелика. Но учитель и библиотекарь не всегда могут оградить ребенка от книги, предназначенных не для них.  Чаще всего это не приносит пользы младшим школьникам, так как они воспринимают художественное произведение поверхностно, следят, главным образом, за развитием сюжета и улавливают лишь основное содержание книги.

 

    Совет №2: «Если ваш ребенок читает в свободное время, поинтересуйтесь, что за книга в его руках. Загляните в нее. Если, на ваш взгляд, книга антигуманна, обсудите её с ребенком, оцените её с позиции добра и зла, предложите ему хорошую книгу.»

 

     Такое поверхностное чтение вырабатывает вредную привычку читать, пропуская описание природы, характеристики героев, рассуждения автора. Следя за чтением детей надо обязательно стремиться к тому, чтобы книги были разнообразной тематики.

 

     В классе было проведено анкетирование по данной тематике. Вот какие данные были получены. СЛАЙД ____

 

 

 

Что мешает чтению детей?

 

Главной помехой чтению многие родители и сами дети считают нехватку времени.

Вот что говорит об этом французский педагог-словесник Даниэль Пеннак: «Коль скоро встает вопрос, есть ли время читать, стало быть, нет на то желания». Он считает, что проблема не в том, есть ли у каждого из нас время читать, а в том, подарим ли мы себе и нашим детям счастье быть читателями. Чтение, как и любовь, - это просто образ жизни. Для интересной книги всегда найдется время.

 

     СОВЕТ № 3: Если ваш ребенок делает лишь первые шаги в мир чтения, радуйтесь каждому прочитанному им слову как победе. Не привлекайте его внимания к ошибкам в чтении. Делайте это незаметно. Берите для первых чтений только подходящие книги – яркие, с крупным шрифтом, где много картинок и сюжет, за которым интересно следить.

 

     СЛАЙД  ___

Давайте рассмотрим, какие виды чтения бывают. 

1.    Углубленное чтение, при котором большое внимание уделяется деталям. Такой вид чтения можно назвать  аналитическим или критическим.

2.     Панорамное быстрое чтение становится возможным, только если человек в совершенстве овладел техникой чтения.

3.     Выборочное чтение  подразумевает обращение внимания на отдельные разделы текста.

4.      Чтение просмотр – это такой метод чтения, который необходим для первого, подчас поверхностного знакомства с текстом.

5.   Сканирование текста  - это быстрое его просматривание для того, чтобы найти интересующие  детали.

 

 

     СЛАЙД ___

А какие компоненты входят в навык чтения, которому в школе уделяется большое внимание?

Навык чтения включает в себя два компонента:
* техническую сторону ;
* смысловую сторону .

   В техническую сторону чтения включаются следующие компоненты:

* способ чтения;

* темп чтения;

* динамика скорости чтения;

      правильность чтения.

   Цель технической стороны развивать правильное безошибочное беглое чтение.

 

СЛАЙД ___

В смысловую сторону чтения входят:
* выразительность;
* понимание.
Цель смысловой стороны развивать выразительное чтение, учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения.
     Главной задачей в 1 и 2 классах является техническая сторона чтения.

 

СЛАЙД___

А теперь рассмотрим количество слов, которые дети должны  освоить в данном  1 классе. Ведь чтение является ОСНОВОЙ ВСЕГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ. Иногда ребенок затрудняется решить задачу, потому что , не умеет ее правильно прочесть. Грамотное письмо также связано с  техникой чтения.

 

      Главные вопросы, которые беспокоят родителей: «Как заставить ребенка полюбить книгу? И можно ли это сделать?» Вот как отвечает на этот вопрос Даниель Пеннак: «Глагол «читать» не терпит повелительного наклонения. Есть несовместимость, которую он разделяет с некоторыми другими глаголами, такими как «любить»…или «мечтать»… Попробовать, конечно, можно. Пробуем?  «Люби меня!», «Мечтай!», «Читай!».

- Марш к себе и читай!

Результат?

Никакого».

 

СОВЕТ № 4: Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель. Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным. Этот пример может стать заразительным для них.

 

    Самостоятельное чтение детей нужно дополнять совместным чтением и в школьном возрасте: можно читать книгу попеременно – часть читает взрослый, часть – ребенок. Хорошо, если привычка к семейному чтению станет хорошей традицией. Сам процесс чтения должен сопровождаться ненавязчивой (не в самом интересном месте) беседой: все ли понятно ребенку, нет ли незнакомых слов, какие у него предположения о дальнейшем развитии сюжета. Специалисты по семейному чтению предупреждают: не превращать беседу о книге в экзамен, избегать разговора проверочного характера, не заставлять ребенка пересказывать.

 

СОВЕТ № 5: Разговаривайте о прочитанном так, чтобы ребенок чувствовал себя умным и понятливым. Чаще хвалите его за сообразительность и старание. Не уязвляйте его самолюбие, если даже он что-то понял не так, как вам бы хотелось. Поддерживайте его уверенность в своих силах. Вспоминая позже детство, он непременно вспомнит часы совместного с вами чтения и задушевной беседы.

 

      По данным исследований, именно родителям в подавляющем большинстве обязаны наши читающие дети пробуждением интереса к книге. Для привития у ребенка интереса к чтению придумано немало хитростей. Вот некоторые из них. Выбирается текст с ярким сюжетом, который начинает читать родитель. На самом интересном месте он останавливается (Нет времени!). Заинтригованный ребенок вынужден дочитать текст до конца, чтобы выяснить, что произошло с героем. Известный педагог Ш.Амонашвили предлагает метод, в котором советы о том, что читать, даёт ребенку Карлсон. Он шлёт ему письма, от каких книг он сам без ума.

 

Обращение ребенка в детскую или школьную библиотеку за помощью в выборе литературы для ребенка – лучший путь к чтению ценной литературы.

 

СОВЕТ № 6: Поощряйте ребенка в посещении библиотеки и её мероприятии. Берите его с собой, когда сами идете в библиотеку. Учите пользоваться её фондами и справочным аппаратом. Консультируйтесь с библиотекарем в выборе книг ребенку.

 

Помимо книг в круг чтения ребёнка необходимо включать и детскую периодику – журналы и газеты.

 

Не менее важна и домашняя библиотека.

«Дом, в котором нет книг,- говорил Цицерон, - подобен телу, лишенному души».

 

     Надеюсь, что данные советы помогут вам, дорогие родители, продвигаться с вашими малышами по пути к творческому чтению.

  Давайте объединим наши усилия для того, чтобы будущее наших детей было счастливым и успешным!

 

 

 

           КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА

 

Внимание! Внимание!

Дети и родители!

Сразиться не хотите ли?

Кто самый лучший книгочей?

И кто герой любимый чей?

Умными словами недаром сказано:

« Все лучшим книге мы обязаны».

Книги читают и стар и млад,

Книжке хорошей каждый рад.

Дети и родители!

Хотите, не хотите ли –

Пришла пора сразиться нам!

 

Звучат стихи в исполнении учеников класса.

 

РАЗМИНКА

 

КОНКУРС 1 « Назови имя литературного героя»

 

КОНКУРС 2 « Литературная викторина»

 

КОНКУРС 3 « Кто быстрее»

 

КОНКУРС 4 « Театральный»

 

КОНКУРС 5 « Разноцветные книжки»

 

КОНКУРС 6 « Блиц-опрос для родителей»

 

РЕШЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ:

1.Учитывая важную роль родителей в воспитании детей к любви к книге и развитии у них устойчивого интереса к чтению, направить усилия на решения следующих задач:

* читать ежедневно с ребенком;

* обсуждать с ним прочитанное;

* помогать ему составлять по иллюстрациям рассказы.

 

2. Терпеливо помогать ребенку, если у него недостаточная скорость чтения.

 

3. Рассказывать детям сказки или рассказы. Даже «совсем большие» ребята ( мы часто говорим так семи-восьми летнему ребенку «Ты уже большой») очень любят песенку или сказку перед сном. Это успокаивает их, помогает снять напряжение.

4. Чаще устраивать семейные чтения. Выросшим детям читать вслух еще интереснее, чем маленьким.

 

5. Читать самим, пусть ребенок видит, что свободное время мама и папа проводят не только возле компьютера или телевизора.

 

6. Есть вещи, которые детям лучше не слышать и не знать: например, споры родителей на бытовые темы и т.п. Но споры родителей по поводу прочитанной книги дети должны слышать обязательно.

 

7. Принимать во внимание, что возраст с 7 до 16 – это промежуток жизненного пути, когда человек либо приобретает потребность в чтении и реализует в течение всей жизни, либо упускает эту возможность.

 

8. Не всегда спешите ответить на детские вопросы, лучше посоветовать поискать ответы в книгах самостоятельно.

 

9. Собирать дома различные словари: толковый, орфографический, энциклопедический, иностранных слов, синонимов, антонимов, омонимов и т.п.; вырабатывать у ребенка привычку обращаться к словарям и работать с ними.

 

10. Стараться приобретать и дарить детям хорошие книги.

 

11. Вместе покупать, читать, ремонтировать книги, обсуждать прочитанное. В этом случае гораздо легче влиять на читательские вкусы ребенка.

 

12. Обязательно записывать ребенка в библиотеку. Время от времени ходить туда вместе с ним.

 

 

                              

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ КНИГ

1.Для развития логического мышления.

* Д.Биссет ;  * Дж.Родари;  * В.Сутеев;  * Д.Хармс;  * Л.Толстой.

 

    2. Сказки – путешествия.

* В.Бианки; * К.Пришвин;  * А.Волков;  * В. Берестов.

 

3.     Научно-познавательная литература

*  Е.Чарушин;  * В. Бианки;  * Ю.Дмитриев;  * Г.Снегирев;  * Н.Акимов.

 

4.         Книги энциклопедического характера

*  « Я познаю мир»;   * «Все обо всём»;  * «Моя первая энциклопедия».

 

*************************************************************************

*************************************************************************

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Команда 1

 

Домовенок ____________

Оружейник____________

Оле__________________

Пантера ______________

Черепаха _____________

Девочка, попавшая в Изумрудный город___________________

Как звали доктора у коротышек __________________________

 

**************************************************************

Команда 2

 

Папа ______________

Гимнаст _____________

Карлик ______________

Оленёнок ____________

Лиса________________

Гудвин ___________________

Как звали врача в Зеленом городе _____________________

 

**************************************************************

Команда 3

Старик __________________

Князь ___________________

Барон____________________

Братец ___________________

Обезьяна _________________

Финист __________________

Доктор ___________________

 

*************************************************************

Команда 4

Дядя __________________                   Царь ________________

Соловей _______________                   Питон _______________

Крокодил ______________                   Пеппи ________________

Та, у которой месяц под косой ______________________

 

 

 

 

Команда  1

1. С. Маршак «12 месяцев»

  • В этой сказке наступило 32-е декабря.
  • Был издан королевский указ:
    «Пускай цветут сегодня
    Подснежники у нас».
  • Среди героев сказки – Декабрь, Январь и т.д.

2. Дж. Родари «Путешествие “Голубой стрелы”»

  • Действие сказки начинается в новогоднюю ночь в магазине игрушек.
  • Хозяйка магазина – старая фея.
  • Игрушки из магазина отправляются в дальний путь.

3. X.К. Андерсен «Снежная королева»

  • Сказка начинается с рассказа о волшебном зеркале, которое смастерил злой тролль.
  • Главный герой очень любил кататься на санках. Однажды это довело его до беды.
  • Имя его названной сестры Герда.

************************************************************************************

КОМАНДА 2

4. «Морозко»

  • Главная героиня жила с отцом, мачехой и ее дочерью.
  • Родной отец отвозит ее зимой в лес.
  • В лесу героиня получает богатые подарки.

5. В. Даль «Снегурочка»

  • Героиня жила у старика и старухи, была их помощницей.
  • Героиня пошла в лес с подружками собирать ягоды.
  • Героиня из снега скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена.

6. В. Одоевский «Мороз Иванович»

  • Героини – две девочки, Рукодельница и Ленивица.
  • Одна из героинь получает в дар бриллиант – сосульку, а вторая драгоценности
  • Так мы называем иногда того кто приходит к нам на Новый год.

 

 

КОМАНДА 3

7. М. Метерлинк «Синяя птица»

  • Главных героев зовут Тильтиль и Митиль.
  • В рождественскую ночь они отправляются в дальний путь, где им встречаются Душа Света, Ночь, Время, Сахар, Хлеб.
  • Герои должны найти волшебную птицу.

8. Э. Т. А. Гофман «Щелкунчик и Мышиный король»

  • Действие сказки происходит на Рождество, и один из героев – это рождественский подарок.
  • Герои попадают в волшебную страну – Кукольное царство, в город Конфетенбург.
  • Герои побеждают Мышиного короля.

9. Ю. Яковлев «Умка»

  • Действие происходит на далеком Севере, в Арктике.
  • Главный герой подружился с мальчиком.
  • Главный герой – белый медвежонок.

********************************************************************************

КОМАНДА 4

10. С. Козлов – «Как Ежик и Медвежонок Новый год встречали»

  • У трех друзей перед Новым годом нет елки.
  • Большая елка не вошла бы в дом, а маленькие засыпало снегом.
  • Елкой стал один из друзей, и правда на нее похожий.

11. Братья Гримм «Госпожа Метелица»

  • Героиня поступает в услужение к старой женщине (волшебнице).
  • На нее пролился золотой дождь, когда она проходила под воротами.
  • Ее обязанностью было взбивать перину, а на земле у людей в это время шел снег.

12. А. Линдгрен «Приключения Эмиля из Леннеберги»

  • 26 декабря, на второй день Рождества, главный герой устроил пир для стариков из приюта.
  • Его благородный поступок оценили не все, в том числе была очень недовольна командирша, помыкающая стариками: ведь она угодила в волчью яму.
  • Родители главного героя посадили его в наказание в столярную мастерскую (сарай).

КОМАНДА 1

Шапка на столе, шишки на сосне.

 

************************************************************************

КОМАНДА 2

 

Водовоз вёз воду из водопровода

************************************************************************

 

КОМАНДА 3

Ежу на ужин мышонок нужен.

************************************************************************

 

КОМАНДА 4

Колотил Клим молотком клин.

 

************************************************************************* 

*************************************************************************

 

КОМАНДА 1

ЛКВО И МЕРОСЕ ЛЯТКОЗ

*****************************************************************

 

КОМАНДА 2

ЛОБОКОК

*******************************************************************

 

КОМАНДА 3

МОРЕКЕТ

*******************************************************************

 

КОМАНДА 4

ЯЗОТАЛО БКАРЫ

********************************************************************

********************************************************************

КОМАНДА 1

Д.Н. Мамин-Сибиряк «………………………. Шейка»

А.Грин «……………………. Паруса»

А.Волков «Волшебник ………………………… города»

А.Гайдар «……………………. Чашка»

 

************************************************************************

КОМАНДА 2

Ш.Перро  «……………. Шапочка»

А.Толстой «………………… ключик»

Дж.Лондон «………………… клык»

А.Волков «……………….туман»

КОМАНДА 3

Н.А.Некрасов «……………. Шум»

А.П.Чехов  «…….лобый»

В.Катаев «Цветик …………………..»

А.Погорельский «……………. Курица, или Подземные жители»

 

***********************************************************************

 

КОМАНДА 4

Ш.Перро «…………….. борода»

Н.А.Некрасов «Мороз - ……………… нос»

Аксаков «……………. Цветочек»  

А.Гайдар «…………….. чашка»

 

**********************************************************************

************************************************************************

I команда.
1. Как зовут сестру доктора Айболита? (Варвара)
2. Сколько поросят перехитрили в сказке С. Михалкова злого волка? (3)
3. Имя папы Буратино. (Папа Карло)
4. Как звали корову кота Матроскина? (Мурка)
5. Где смерть Кощея Бессмертного? (На кончике иглы)
6. Али-Баба перехитрил 36 или 38 разбойников? (40)
7. Кто лучший в мире специалист по паровым машинам и большой выдумщик? (Карлсон)
8. Какими словами обычно начинаются народные сказки? (Жили-были)
9. Как звали собачку, которая помогла деду и бабке репку из земли тащить? (Жучка)
10. Как звали пуделя Мальвины? (Артемон)
11. Как звали кота дяди Федора? (Матроскин)
12. Кто из героев сказок Пушкина жил ровно тридцать лет и три года? (Старик и старуха)
13. Как называется остров в океане, недалеко от царства Салтана? (Буян)
14. Кто из норы крота на ласточке совершил путешествие в теплые края? (Дюймовочка)
15. Кто так говорит: "Спокойствие, только спокойствие!"? (Карлсон)
16. Как звали пса дяди Федора? (Шарик)
17. Как звали "слепого" кота, товарища лисы Алисы? (Базилио)
18. Человечек-луковка, испытавший много приключений в стране, которой правил принц Лимон? (Чиполлино)
19. Как звали сторожевого пса, которого одурачил Чиполлино? (Мастино)
20. Кто из героев шел в Изумрудный город за настоящим сердцем? (Железный дровосек)

2 команда.
1. Кто совершил путешествие в Африку на орле? (доктор Айболит)
2. Как звали собаку Герасима? (Му-му)
3. На меня скорей садись,
Только знай себе держись
Я хоть росту небольшого,
Да сменю коня другого. (Конёк-горбунок)
4. Кто так говорит: "Куплю куртку для папы Карло, куплю новую азбуку"
(Буратино)
5. Кто совершил путешествие в фургоне, поднятом ураганом, из Канзаса в
Волшебную страну? (Элли)
6. Имя капитана, побывавшего в Лилипутии? (Гулливер)
7. Кто из пушкинских сказочных героев ел варёную полбу и спал на соломе? (Балда)
8. Как звали девочку, путешествовавшую по стране Чудес и Зазеркалью? (Алиса)
9. Князь, которого царевна Лебедь обращала в комара, муху, шмеля? (Гвидон)
10. Кто совершил путешествие на чудесном тракторе в д. Простоквашено? (дядя Фёдор)
11. Как называется древнейшая письменность, созданная Кирилом и Мефодием? (Кириллица)
12. Кто сказал: "А зачем на свете мёд? Для того чтобы я его ел! По моему так, а не иначе!"? (Винни-Пух)
13. Собака из рассказа А.Чехова (Каштанка)
14. Содержимое страшилки (Солома)
15. Медведь, друг Маугли (Балу)
16. Черепаха, подарившая Буратино золотой ключик (Тортилла)
17. Кому принадлежала Волшебная лампа (Алладину)
18. Славный защитник Руси - матушки 33 года неподвижно просидевший в избе (Илья - Муромец)
19. Имя старого джинна, которого освободил Волька из кувшина (Старик Хоттабыч)
20. Кто говорит эти слова: "Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее" (Царица - мачеха)

 

3 команда.
1. Кто путешествовал на ядре в лагерь турецкого войска? (Барон Мюнхаузен)
2. Деревянный человечек, которого заманили в страну Дураков? (Буратино)
3. Имя мальчика,который путешествовал по Швеции с дикими гусями? (Нильс)
4. Какими словами заканчивается сказка о золотом петушке? (Сказка ложь да в ней намек
Добрым молодцам урок)
5. Как звали песика Элли из сказки "Волшебник изумрудного города" (Тотошка)
6. Какое произведение Пушкина начинается "У Лукоморья дуб зеленый
Златая цепь на дубе том"
(Руслан и Людмила)
7. Вдруг шатер распахнулся … И девица, Вся сияя, как заря, Тихо встретила царя.

 Кто эта девица? (Шамаханская царица)
8. Как зовут мальчика, у которого самый лучший друг в мире? (Малыш)
9. Герой русской нар.сказки, путешествовавший на печи? (Емеля)
10. Как зовут крысу старухи Шапокляк? (Лариска)
11. Злодей. Свистел по-соловьиному, кричал по-звериному, шипел по-соловьиному (Соловей-разбойник)
12. Кто автор строк: "Ай, Моська! Знать она сильна,
Что лает на слона!" (Крылов)
13. Дедушка из ст-ия Некрасова (Мазай)
14. Крокодил, друг Чебурашки (Гена)
15. Обладательница хрустальных башмачков (Золушка)
16. Знаменитый гусляр, побывавший на дне моря-океана (Садко)
17. Сколько братьев было у Элизы из сказки Андерсена "Дикие лебеди" (12)
18. Кто поймал необыкновенную щуку (Емеля)
19. Кому принадлежат строки: "По амбару я метен, по сусечкам скребен" (колобок)
20. Кличка собаки семи богатырей (Соколко).
 

 

4 команда.
1. Какую песенку пела белочка "при честном, при всём народе"
(«Во саду ли в огороде»)
2. Оружие железного дровосека (топор)
3. Спутница кота Базилио (лиса Алиса)
4. Прозвище дяди Стёпы (Каланча)
5. К кому обращался королевич Елисей с просьбой о помощи
(к солнцу,месяцу,ветру)
6. В кого превратился людоед из сказки Ш.Перро во 2 раз (мышь)
7. На чём совершил путешествие за мёдом Винни-Пух (на воздушном шаре)
8. Друзья дяди Фёдора (Матроскин, Шарик)
9. В кого превратился гадкий утёнок (в лебедя)
10. Млекопитающее, которое было наказано за свою жадность в течение долгих 10 лет (кит)
11. «Старший умный был детина, Средний брат и так и сяк. Младший вовсе был дурак».

 Как звали братьев? (Данило, Гаврило, Иван)
12. Кто это такой? "В сарачинской шапке белой
Весь как лебедь поседелый (Звездочёт,мудрец)
13. Гимнаст из романа-сказки Ю.Олеши "Три толстяка" (Тибул)
14. Чьи это стихи?

«Торопыжка был голодный -
Проглотил утюг холодный» (Незнайка)
15. О ком эти строки:

«Ты всё пела? Это дело -
Так поди же попляши» (стрекоза)
16. Кто говорил волшебные слова: "Симсим ,открой дверь!" (Али-Баба)
17. На чем совершили путешествие в Зеленый город Незнайка и его друзья? (на воздушном шаре)
18. Мойдодыр - это кто? (умывальник)
19. Домовенок…. (Кузька)
20. Волшебная повесть А. Погорельского "Черная … " (курица)

 

Памятки по чтению

 Научить ребенка читать, привить ему любовь к чтению - что может быть труднее и более желанно для любого учителя! Сделать это можно, если с первых уроков незаметно знакомить детей с правилами работы с текстами.

 

 Правила чтения и обращения с книгой

 

    1. Не берите книги грязными руками.

    2. Читайте, сидя за удобным столом.

    3. Держите книгу не ближе 30-40 см от глаз, с наклоном 45°.

    4. Не делайте пометок в книге ручкой или карандашом. Пользуйтесь закладкой.

    5. Следите, чтобы освещение падало с левой стороны и было достаточным.

    6. Не читайте на ходу и при движении транспорта.

    7. Не читайте до усталости. Через 20-30 минут делайте перерыв в чтении.

    8. Храните книги в закрытых полках.

 

Как надо готовить чтение

 

    1. Прочитайте текст, заметьте слова и выражения, при чтении которых допущены ошибки.

    2. Прочитайте несколько раз эти слова.

    3. Выясните значение всех непонятных слов по словарю или спросите у взрослых.

    4. Прочитайте текст повторно, перескажите его.

 

Учитесь читать правильно

 

    1. Следите за словами на строчке, не переставляйте их.

    2. Старайтесь понять то, о чем читаете.

    3. При чтении будьте внимательны к каждому слову.

    4. Старайтесь не возвращаться к чтению прочитанного слова, если поняли его.

    5. Старайтесь при чтении про себя не шептать текст, не шевелить губами.

 

Учитесь читать выразительно

 

    1. Помните, что нельзя читать текст выразительно, если не понимаете его.

    2. Старайтесь мысленно представить себе то, о чем читаете.

    3. Определите свое (и автора) отношение к событиям, героям и постарайтесь  при чтении передать его интонацией.

    4. Определите свою основную задачу чтения (что вы хотите передать).

    5. Читайте, четко произнося слова, соблюдая паузы в конце предложения, между абзацами и частями текста.

    6. Выделяйте голосом важные места.

 

Памятка к работе над сказкой

 

    1. Как называется сказка? Кто ее сочинил?

    2. Перечитайте сказку. Как вы думаете, какая она: поучительная, героическая, юмористическая?

    3. Кто в сказке действует? Какие это герои?

    4. Какие события описываются в сказке?

    5. Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему?

    6. Найдите в тексте сказки слова и выражения, которые хочется запомнить.

    7. Как относится автор сказки (если она авторская) к своим героям?

    8. Что из этой сказки запомнилось вам больше всего?

 

Памятка к работе над басней

 

1.    Как называется басня? Кто ее автор?

    2. Прочитайте басню. Какие события в ней описываются?

    3. Кто действует в басне?

    4. Какими показаны герои басни? Прочитайте, как описывает их автор.

    5. Что осуждается в басне?

    6. Прочитайте, как автор относится к событиям, описанным в басне? Как он относится к действующим лицам?

    7. Что должен понять из этой басни читатель?

    8. Какое выражение басни стало крылатым?

 

Памятка к работе над стихотворением

 

    1. Назовите стихотворение и его автора.

    2. Прочитайте стихотворение. О чем рассказывает поэт?

    3. Перечитайте стихотворение еще раз. Попробуйте нарисовать словесные картинки к стихотворению. Какие отрывки из стихотворения можно подписать под этими картинками?

    4. Какие слова и выражения применил автор, чтобы мы лучше представили себе природу и героев произведения?

    5. Какие чувства выразил поэт в стихотворении?

    6. Что вам понравилось в стихотворении?

    7. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.

 

Работа над лирическим стихотворением

 

    1. Прочитайте стихотворение.

    2. Какие картины можно нарисовать к этому стихотворению?

    3. Какие чувства автор выразил в этом стихотворении?

    4. Какими образными словами автору удалось передать свои чувства?

 

Памятка к работе над статьей

 

    1. Запомните, как называется статья и кто ее автор.

    2. Прочитайте статью. Какие слова и выражения вы не поняли?

    3. О ком или о чем эта статья?

    4. О каких явлениях природы или событиях рассказывается в статье?

    5. Разделите статью на части. Что самое главное в каждой части? Озаглавьте  каждую часть? Составьте план.

    6. Какова главная мысль всей статьи? Найдите в тексте отрывок или

    предложение, где автор говорит о самом главном.

    7. Что нового вы узнали из прочитанного?

    8. Что вы читали об этом раньше?

 

 

 

Памятка к работе над рассказом

 

    1. Как называется рассказ? Кто его написал?

    2. Прочитайте рассказ. Выясните, когда происходит действие, которое в нем описывается?

    3. Назовите действующих лиц. Что вы о них узнали?

    4. Что случилось с героями? Как они вели себя? Кто из действующих лиц понравился вам и чем именно?

    5. О чем вы думали, читая рассказ?

 

Выделение главной мысли рассказа

 

    1. Внимательно прочитайте рассказ.

    2. Выберите непонятные слова и образные выражения, сами объясните их или задайте вопрос о том, что вам непонятно.

    3. Ответьте на вопросы, напечатанные в конце рассказа.

    4. Определите главную мысль рассказа.

 

Составление плана

 

    1. Разделите рассказ на части.

    2. Мысленно нарисуйте картину к каждой части.

    3. Озаглавьте каждую часть своими словами или словами текста, запишите заголовки.

    4. Перескажите прочитанное: близко к тексту; кратко.

 

 Выработка умения пересказывать полно

 

Задание. Подготовьте подробный пересказ небольшого рассказа.

    1. Прочитайте рассказ (медленно и внимательно, чтобы не перепутать

    последовательность событий).

    2. Наметьте его основные смысловые части (картины).

    3. Подберите заголовки к частям (своими словами или словами из текста).

    4. Перескажите весь рассказ по плану при закрытой книге.

    5. Проверьте себя по книге, бегло просмотрев рассказ.

 

Выработка умения пересказывать кратко

 

Задание. Составьте сжатый пересказ по плану.

    1. Перечитайте текст.

    2. Составьте план (определите части, выделите в них главные предложения, озаглавьте их).

    3. Расскажите о главном в каждой части.

    4. Перескажите рассказ сжато, используя план, отразите самое главное в нем и  главное в каждой части.

    5. Проверьте, нельзя ли пересказать рассказ еще короче, но не пропуская главного. Сравните подробный и сжатый пересказы (если они были ранее составлены).

 

 

 

 

Выработка умения отвечать на вопрос по прочитанному тексту

 

Задание. Ответьте на вопросы.

    1. Прочитайте вопросы (вопросы даются заранее, чтобы дети целенаправленно читали текст).

    2. Прочитайте рассказ (необходимо думать об ответах и отмечать в тексте места, важные для ответа на вопросы).

    3. Найдите в тексте ответ на каждый вопрос (вопрос следует отметить галочкой).

    4. Проверьте себя: закройте книгу и ответьте (про себя) на все вопросы.

 

Выработка умения составлять план текста

 

Задание. Составьте план рассказа.

    1. Перечитайте весь рассказ (наметьте для себя его части).

    2. Разделите рассказ на части, отметив начало каждого рассказа галочкой (одна часть отличается от другой содержанием).

    3. Перечитайте первую часть, выделяя в ней главное (отметьте главные места в тексте и выпишите их в тетрадь).

    4. Озаглавьте эту часть (выразите главное в одном предложении и запишите свой заголовок в тетрадь).

    5. Эту же работу выполните при чтении следующих частей.

    6. Проверьте себя: прочитайте план, просмотрите рассказ, убедитесь в том, что план отражает главное (не упущено основное, не повторяются заголовки, заголовки помогают вспомнить содержание рассказа).

 

Выработка умения составлять рассказ о герое (или выборочный рассказ по одной сюжетной линии)

 

Задание. Составьте рассказ о герое.

    1. Перечитайте про себя произведение, отметив галочкой текст, относящийся к данному действующему лицу (событию).

    2. Определите, о чем говорится в каждом отрывке.

    3. Расположите отрывки по порядку, подумайте, как их можно объединить (поставьте порядковые номера).

    4. Продумайте порядок своего рассказа, еще раз перечитав отмеченные отрывки.

    5. Подумайте, какое отношение вызывает у вас этот персонаж.

    6. Составьте рассказ про себя.

    7. Проверьте себя, не упустили ли вы что-нибудь важное.

    8. Расскажите, пользуясь своими пометками или коллективно составленным планом.