Конспект урока обучения грамоте Тема: «Закрепление изученного.Чтение слов с изученными буквами»
Учитель начальных классов Тютькина О.В. Цель: -закрепить знания о звуках и буквах , обозначающих их на письме; -расширить словарный запас : познакомить с разными значениями слова «парк» ; -познакомить с культурными и хозяйственными объектами; -формировать бережное и внимательное отношение к природе, навыки правильного поведения в ней и общественных культурных местах; -научить использовать приобретенные знания и умения в жизни. Умения: Личностные : проявлять интерес к изучению темы , желание узнать о новой букве и звуках ,проявлять интерес и бережное отношение к природе через понимание необходимости знаний об окружающем мире и их значимости для сохранения природы. Предметные: рассказывать о новых звуках и букве , обозначающей их на письме, выделять новые звуки из слов ,распознавать новые звуки ,читать слоги и слова с изученными буквами. Метапредметные: Познавательные:, группировать и классифицировать все изученные буквы по разным признакам, использовать разные источники для выполнения учебного задания, использовать приобретенные знания в жизни, определять значения слов, связанных с понятием «парк»,формировать интерес к изучению родного города , его культурных и хозяйственных объектов. Регулятивные: организовывать свое рабочее место в соответствии с предстоящей работой, выполнять учебные задания в соответствии с целью ,соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности и оценивать его. Коммуникативные: формулировать высказывания , собственное мнение и позицию, активно вступать во взаимодействие с партнером при помощи речевых средств ,согласовывать свои действия при работе в группе или паре. Оборудование : учебник «Азбука»В.Горецкого ,пропись ,тетрадь для печатания , таблица «буквы-помощники», мультимедийный проектор. Ход урока: 1.Организационный момент. -Ребята, сегодня на уроке мы с вами отправимся на экскурсию. Проверьте ,что каждый из вас должен взять с собой…Дети под счет учителя подготавливают для работы учебник ,пенал, таблицу «буквы-помощники»(образец для печатания букв алфавита),звуковые схемы. -Все готовы? Итак, в путь! 2.Актуализация опорных знаний. А) Работа по дифференциации восприятия изученных букв. -Куда же мы отправимся? Узнать вы это сможете, расшифровав запись на пригласительном билете. -Рассмотрите его внимательно и напечатайте в тетради те буквы, которые здесь «спрятались». Дети работают в парах. -Какая из этих букв «лишняя»? Почему? ( А - обозначает гласный звук, Р – состоит из двух элементов). Б)Расширение лексического запаса. -Какое слово можно составить из этих букв? (парк) -Мы отправляемся на экскурсию в парк! -Были ли вы в парке? В каком? Что интересного вы там видели? -А какое место называют парком? (Ответы детей) - Давайте обратимся за помощью к толковому словарю и узнаем точное определение этого понятия. (Учитель использует Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой). На слайде обложка толкового словаря и статья: ПАРК- большой сад или насаженная роща с аллеями, цветниками ,-водоемами.
-В нашей станице есть парк.Он находится совсем рядом . -Но, оказывается , что слово «парк» имеет и другие значения! Например,парком называют склад, из которого армия снабжается боевыми припасами. (Артиллерийский парк. Инженерный парк . Воздухоплавательный парк .) Слайд с изображением воздухоплавательного парка. - А еще парком называют место стоянки и ремонта транспорта. (Трамвайный парк.) Показ слайда. -Какие еще могут быть парки? (Дети предлагают свои варианты ответов). Показ слайдов с изображениями таксопарка , авиапарка ,автопарка ,аквапарка ,лесопарка ,зоопарка ,луна-парка.При рассматривании даются комментарии этих понятий. В) Работа с учебником. -Откройте учебники на странице 94.Рассмотрите иллюстрацию. В каком парке мы оказались? (в зоопарке). -Что это за парк? Кто из вас был в зоопарке? Что вам запомнилось? -Что означает часть слова «ЗОО»? Какие слова с такой же частью вы знаете еще? -В нашем городе есть не только ЗООпарк, но и ЗООлогический музей.(Показ слайдов с изображениями Санкт-Петербургского зоопарка и Зоологического музея).Мы с вами обязательно там побываем. -Давайте прогуляемся по нашему зоопарку. Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. -Что изображено на рисунке? (Составление предложений). -На какие группы можно разбить все одушевленные предметы? (Звери , птицы ,люди). - На какие группы можно разделить людей, пришедших в зоопарк? (дети и взрослые). -На какие еще группы можно разделить людей? (мальчиков и девочек ,мужчин и женщин). Вот и мы сейчас с вами разделимся на две группы. Работа в группах (мальчики и девочки). - Рассмотрите внимательно иллюстрацию и назовите: 1 группа - зверей. 2 группа - птиц. Проверка : дети одной группы перечисляют найденные объекты ,а другая группа следит и ,если возникает необходимость ,дополняет ответ .Затем группы меняются ролями. 3.Формулировка темы урока. -Составьте схему слова «зоопарк». Какой новый звук есть в этом слове? Определите , чему мы будем учиться ,совершая нашу прогулку по зоопарку? (познакомимся с новыми звуками и буквой З, будем учиться отличать звуки и букву от ранее изученных ,научимся читать слоги и слова с новой буквой). Физминутка .(Учитель рассказывает стихотворение и сопровождает его чтение соответствующими движениями). Полосатые лошадки, Африканские лошадки, Хорошо играть им в прятки На лугу среди травы. Разлинованы лошадки Будто школьные тетрадки, Разлинованы лошадки От копыт до головы. 4.Работа по теме урока. А) Различение слов с новым звуком. -Вы узнали о ком это стихотворение? -Какой новый звук есть в этом слове? Чтение стихотворения: Идет коза…Растет лоза, Густой листвой одета. Глядит коза во все глаза: -Не для меня ли это? Спешит коза - трещит лоза, Козе и горя мало. Закрыв глаза, грызет коза- Всю красоту сжевала. Когда, малыш ,ты в парк бежишь, Обрызганный росою, Не рви цветов, не гни кустов, Не надо быть козою! -Вам понравилось это стихотворение? Чем? -О каких правилах поведения в парке напоминает автор? Как надо вести себя в парке ,чтобы не навредить природе и не мешать другим отдыхающим ?А о каких правилах следует помнить ,приходя в зоопарк? -Какой незнакомый звук есть в слове «коза»? -Сравните два слова :коза ,зебра.(Слайд с изображением зебры и козы). -Разместите животных в нужные клетки (соотнесение схемы и слова).Слайд с изображением этих же животных в клетках. -Как вы думаете ,где животные чувствуют себя лучше: на воле или в клетке? -Конечно, животным лучше жить на свободе! Но те животные ,которых мы видим в зоопарке - не невольники !В зоопарке находятся животные ,которые на свободе оказались в трудной ситуации и которых люди спасли от возможной беды ,или животные ,родившиеся уже в неволе и неприспособленные к самостоятельному существованию в дикой природе .Работники зоопарка ухаживают за животными ,изучают особенности их повадок. -Сравните слова «коза» и «зебра» .Чем похожи ? Чем отличаются? (сходство-это животные ,есть новые звуки ,состоят из двух слогов ;различие –коза- домашнее животное .а зебра –дикое ,ударение падает на разные слоги ,новые звуки различаются по мягкости-твердости. -Посмотрите на иллюстрацию в учебнике и назовите только тех животных, в названии которых есть новые звуки. А теперь узнаем: сможете ли вы услышать новые звуки в словах. Физминутка. -Давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы , если: звук мягкий - попрыгайте на месте. звук твердый - поставьте руки, изобразив рожки. этого звука нет – присядьте. Коза, суслик ,стрекоза ,кузнечик, ,козленок ,зяблик ,осетр ,козел ,бизон ,зубр ,заяц ,трясогузка ,землеройка. -Молодцы! Вы были очень внимательны! -Какой вывод мы сделаем о новых звуках? Давайте нарисуем их портрет. (словесный портрет звуков : согласный ,звонкий ,может быть мягким и твердым). Б)Знакомство с новой буквой. -Как называется буква, которой мы обозначим новый звук? -Рассмотрите старинную букву З. На что она похожа? (на змею). -Почему именно так изобразили? А как бы вы могли изобразить новую букву в виде какого-нибудь предмета? Чтение стихотворения В. Берестова хорошо читающими детьми. В)Работа с « буквами – помощниками» по группам-колонкам .Анализ формы новой буквы и сопоставление с другими (дети называют известные им буквы по заданному основанию). -О каких внешних особенностях написания буквы вы можете сказать? (состоит из двух элементов, «смотрит» влево , состоит из полуовалов). -С какими буквами «дружит» буква З ? (Дети по таблице «Буквы- помощники» называют буквы ,в которых : 1колонка: есть полуовалы : Б,В,Ф,Ь,Ъ,Я. 2колонка: которые «смотрят» влево :У,Ч,Э,Я. 3колонка: которые состоят из такого же количества элементов , что и буква «З»:Г,Л,Р,Т,У,Х,Ь,Э. Коллективная проверка. Г) Использование заглавной буквы. -Почему на плакате четыре буквы? В каких случаях используют заглавную букву? -Придумайте клички нашим животным! Коза Зина, зебра Заура. 5.Закрепление полученных знаний. А) Чтение слогов. -На доске цветочная полянка, на цветках записаны слоги : ЗА,ЗИ,ЗО,ЗЕ,ЗУ,ЗЫ,ЗЯ,ЗЁ,ЗЮ. - Зебра и коза – травоядные животные , они питаются растениями ,причем выбирают из них более жесткие, а козы любят грызть даже лозу(это ветви деревьев и кустарников). Мы для них подготовили тоже угощение .Какие из этих цветков выберет для себя коза , а какие зебра?(различение по твердости-мягкости). Б) Чтение слов. -Прочитайте слова, записанные на доске: забор гроза резво лоза зарябили грызут Произношение скороговорок:В зоопарке за забором зебры резво зарябили.Лезут козы в гpозу в лозу – лозу козы в гpозу гpызут. Определите неизвестное слово: Коза – козленок Зебра - ? Оказывается ,что малыша зебры нужно называть -детеныш зебры. Чтение текста в учебнике «Звери в зоопарке». -Прочитайте текс про себя и подчеркните слова с новой буквой. .Проверка : чтение слов с буквой З . В) Чтение текста по цепочке вслух. -Что нового узнали о жизни животных зимой? -Как можно иначе озаглавить этот текст? -Какие вопросы можно задать по содержанию текста? -А что бы вы хотели еще узнать о жизни животных? -Как можно получить ответы на ваши вопросы?(спросить у взрослых ,прочитать в книгах и т.д.) 6.Итог урока. Рефлексия. -Что новое узнали на уроке? С какой буквой познакомились? Что знаете о звуках ,которые она обозначает? -Оцените свою работу (с использованием условных значков)
|