МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ПИСЬМО от 29 февраля 2008 г. N 01-96/08-01
В целях научно-методического обеспечения государственной (итоговой) аттестации и контроля качества подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования в 2008 году, в соответствии с пунктом 5 статьи 15 и подпунктом 22.1 статьи 28, а также с учетом пункта 8.1 статьи 29 Закона Российской Федерации "Об образовании" Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки направляет рекомендации по организации и проведению государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, организуемой экзаменационными комиссиями, создаваемыми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования.
Руководитель В.А.БОЛОТОВ
Приложение 1 к письму Рособрнадзора от 29.02.2008 N 01-96/08-01
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВИДАМ РАБОТ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ В 2008 ГОДУ ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ОСВОИВШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, С УЧАСТИЕМ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ КОМИССИЙ
Настоящие рекомендации разработаны на основании Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" в целях совершенствования организационного и научно-методического обеспечения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, организуемой экзаменационными комиссиями, создаваемыми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования (далее - государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием территориальных экзаменационных комиссий). Рекомендации могут быть использованы органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, при разработке и издании нормативных правовых и распорядительных актов, инструктивно-методических документов, регламентирующих организацию и проведение государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования. В целях реализации полномочий в сфере образования, установленных законодательством Российской Федерации, на различных уровнях управления образованием осуществляются следующие виды работ по организации и проведению государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием территориальных экзаменационных комиссий (далее - ТЭК). 1. Рособрнадзор: организует сбор заявок от субъектов Российской Федерации на участие в проведении государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК; организует разработку и отправку в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, тексты экзаменационных заданий для проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК по общеобразовательным предметам: русский язык, алгебра, геометрия, география, физика, биология, химия; а также инструктивные материалы для членов предметных комиссий (подкомиссий) ТЭК по оцениванию экзаменационных работ; разрабатывает и направляет в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, рекомендации по вопросам организации и проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК; организует обучение региональных координаторов по проведению государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК и председателей предметных комиссий (подкомиссий) ТЭК по оцениванию экзаменационных работ; осуществляет контроль за соблюдением порядка проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК. 2. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования: формирует по согласованию с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющими полномочия в сфере образования, и образовательными учреждениями, реализующими образовательные программы основного общего образования (далее - общеобразовательные учреждения), и направляет в Рособрнадзор заявку на участие в проведении государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК с указанием количества выбранных общеобразовательных предметов и обучающихся, проходящих государственную (итоговую) аттестацию по каждому общеобразовательному предмету; издает распорядительные акты об утверждении перечня общеобразовательных предметов, по которым проводится государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК, и перечня муниципальных образований и общеобразовательных учреждений, осуществляющих проведение государственной (итоговой) аттестации; назначает регионального координатора по организации и проведению государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК; разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты, которые определяют с учетом рекомендаций Рособрнадзора порядок организации и проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК на территории субъекта Российской Федерации, а также регламентируют порядок создания и организации работы ТЭК, предметных комиссий (подкомиссий) ТЭК и территориальных конфликтных комиссий; разрабатывает инструктивные и методические материалы, регулирующие процедуры проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК; по согласованию с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющими полномочия в сфере образования, и общеобразовательными учреждениями утверждает персональные составы и сроки работы ТЭК, предметных комиссий (подкомиссий) ТЭК по соответствующим общеобразовательным предметам (по согласованию с ТЭК), территориальной конфликтной комиссии; обеспечивает условия для работы ТЭК, предметных комиссий (подкомиссий) ТЭК, территориальных конфликтных комиссий; утверждает с учетом рекомендаций Рособрнадзора сроки проведения экзаменов по соответствующим общеобразовательным предметам, а также дополнительные сроки проведения экзаменов для обучающихся, пропустивших по уважительным причинам сдачу экзамена в основной день, и для обучающихся, чьи результаты были аннулированы по решению территориальных конфликтных комиссий; по согласованию с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющими полномочия в сфере образования, и общеобразовательными учреждениями издает распорядительный акт, которым определяет места расположения общеобразовательных учреждений, в которых будут расположены пункты проведения экзамена (далее - ОУ-ППЭ), назначает руководителей и организаторов ОУ-ППЭ и распределяет их по ОУ-ППЭ; издает распорядительные акты и инструктивные документы, регламентирующие места хранения, условия конфиденциальности и информационной безопасности при тиражировании, пакетировании, хранении и доставке текстов экзаменационных заданий в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющие полномочия в сфере образования, и ОУ-ПЭЭ, при шифровании экзаменационных работ, а также определяющие категории и перечни лиц, имеющих доступ к текстам экзаменационных заданий до момента проведения экзамена; организует информирование органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющих полномочия в сфере образования, общеобразовательных учреждений, а также обучающихся и их родителей о принятых нормативных правовых, распорядительных и инструктивно-методических документах по организации и проведению государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК; организует обучение всех категорий организаторов: муниципальных координаторов в муниципальных образованиях, председателей и членов ТЭК, предметных комиссий (подкомиссий) ТЭК и территориальных конфликтных комиссий, руководителей районных (городских) методических объединений, учителей по соответствующим общеобразовательным предметам, в том числе учителей, работающих в IX классах общеобразовательных учреждений, а также руководителей и организаторов ОУ-ППЭ; организует тиражирование текстов экзаменационных заданий, пакетирование индивидуальных пакетов с текстами экзаменационных заданий для проведения экзаменов по соответствующим общеобразовательным предметам и передачу их в ОУ-ППЭ, а также доставку экзаменационных работ из ОУ-ППЭ в ТЭК <*>; -------------------------------- <*> Указанные функции могут быть переданы по согласованию органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющим полномочия в сфере образования.
организует проведение экзаменов по общеобразовательным предметам в утвержденные сроки, включая проведение экзаменов в дополнительные сроки для обучающихся, пропустивших по уважительным причинам сдачу экзамена в основной день, и для обучающихся, чьи результаты были аннулированы по решению территориальных конфликтных комиссий; организует своевременное информирование обучающихся об утвержденных ТЭК результатах государственной (итоговой) аттестации; осуществляет анализ результатов государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК, готовит отчет по итогам проведения государственной (итоговой) аттестации и представляет его в установленные сроки в Рособрнадзор. 3. Орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, осуществляющий полномочия в сфере образования: направляет специалистов для работы в ТЭК, предметных комиссиях (подкомиссиях) ТЭК, территориальных конфликтных комиссиях; назначает муниципального координатора по проведению государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК; на основании списков обучающихся, полученных от общеобразовательных учреждений, формирует списки обучающихся для участия в государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК и организует их распределение по ОУ-ППЭ; готовит материалы для отчета о результатах проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК и передает их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования. 4. Общеобразовательное учреждение: собирает заявки обучающихся на участие в государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК, формирует их список и направляет в орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, осуществляющий полномочия в сфере образования; направляет работников общеобразовательного учреждения для работы в ОУ-ППЭ, в ТЭК, предметных комиссиях (подкомиссиях) ТЭК, территориальных конфликтных комиссиях.
Приложение 2 к письму Рособрнадзора от 29.02.2008 N 01-96/08-01
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ КОМИССИИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СОЗДАВАЕМОЙ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ОСВОИВШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В целях обеспечения проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования, создает территориальные экзаменационные комиссии (далее - ТЭК), которые осуществляют свою деятельность на основании утверждаемого Положения о территориальной экзаменационной комиссии субъекта Российской Федерации. Положение о территориальной экзаменационной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - Положение) разрабатывается на основании Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" и с учетом настоящих Рекомендаций. В Положении определяются цели, порядок формирования и структура ТЭК, ее полномочия и функции, права и обязанности членов, а также порядок организации работы. Структуру ТЭК, распределение полномочий и функций рекомендуется конкретизировать с учетом особенностей схемы проведения в субъекте Российской Федерации государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК.
1. Общие положения
ТЭК создается в целях: организации подготовки и проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования; обеспечения соблюдения прав обучающихся при проведении государственной (итоговой) аттестации. ТЭК в своей работе руководствуется: законодательством Российской Федерации; нормативными правовыми актами Минобрнауки России, индивидуальными правовыми актами и инструктивно-методическими документами Рособрнадзора по вопросам организации и проведению государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК; нормативными правовыми актами и инструктивными документами субъекта Российской Федерации по вопросам организации и проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК.
2. Состав и структура ТЭК
В состав ТЭК включаются, как правило, представители органа (органов) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющих полномочия в сфере образования, образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, общеобразовательных учреждений, методисты методических кабинетов органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющих полномочия в сфере образования, в соотношении, обеспечивающем представительство всех заинтересованных сторон. Количественный состав ТЭК рекомендуется устанавливать не более 20 человек. Персональный состав ТЭК утверждается приказом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования. ТЭК своим решением может создавать подкомиссии по общеобразовательным предметам (предметные). Функции, состав, полномочия, порядок организации деятельности и сроки работы подкомиссий определяются в Положении о территориальной экзаменационной комиссии субъекта Российской Федерации или устанавливаются отдельными положениями о соответствующих подкомиссиях, утверждаемыми распорядительными актами органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования. Состав и порядок работы ТЭК доводятся до сведения выпускников, их родителей (законных представителей), руководителей образовательных учреждений, реализующих образовательные программы основного общего образования (далее - общеобразовательные учреждения), не позднее чем за 1 месяц до начала проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования.
3. Полномочия и функции ТЭК
3.1. ТЭК осуществляет деятельность в период подготовки, проведения и подведения итогов проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования. Срок полномочий ТЭК составляет один год. ТЭК прекращает свою деятельность с момента издания распорядительного акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, о создании ТЭК для проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, в следующем году. 3.2. ТЭК в рамках проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, выполняет следующие задачи: организует и координирует работу по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования; обеспечивает соблюдение единых требований к организации проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования; обеспечивает соблюдение прав обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, проходящих государственную (итоговую) аттестацию; организует информирование обучающихся, их родителей (законных представителей), общественности об условиях и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК, о правах и обязанностях обучающихся, о ходе и результатах проведения экзаменов. 3.3. В рамках подготовки и проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, ТЭК проводит следующую работу: согласует с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, количество и место расположения общеобразовательных учреждений, в которых будут расположены пункты проведения экзаменов (далее - ОУ-ППЭ), в том числе для обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования в общеобразовательных учреждениях, расположенных в труднодоступных и/или отдаленных местностях; определяет категории лиц, из числа которых утверждаются руководители ОУ-ППЭ и состав организаторов по каждому общеобразовательному предмету, согласует предложения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, по их персональному составу; по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, принимает решения о персональном составе, сроках и месте работы предметных комиссий (подкомиссий) ТЭК; направляет членов ТЭК в ОУ-ППЭ для осуществления контроля за соблюдением порядка проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования; организует шифрование экзаменационных работ обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования; обеспечивает соблюдение процедуры проверки экзаменационных работ обучающихся; оформляет и утверждает протоколы результатов государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, а также направляет их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования, для организации информирования обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования; направляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования, информацию о решениях территориальной конфликтной комиссии, деятельность которой регулируется отдельным Положением, о результатах рассмотрения апелляций; осуществляет иные функции в соответствии с Положением о ТЭК. 3.4. ТЭК осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, общеобразовательными учреждениями.
4. Полномочия председателя (заместителя председателя) и членов ТЭК
Руководство работой ТЭК осуществляют председатель и (или) его заместитель(и). Председателем ТЭК может быть назначен руководитель (заместитель руководителя) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, руководитель (заместитель руководителя) органа местного самоуправления муниципального района или городского округа, осуществляющего полномочия в сфере образования. Председатель ТЭК осуществляет общее руководство работой ТЭК, определяет график ее работы, распределение обязанностей между членами ТЭК, ведет заседания ТЭК, утверждает рабочую документацию, контролирует исполнение решений ТЭК. Заместитель председателя ТЭК обеспечивает координацию работы членов ТЭК, готовит проекты документов, выносимых на рассмотрение ТЭК, осуществляет контроль за выполнением графика работы ТЭК, в отсутствие председателя заместитель председателя ТЭК выполняет его обязанности. Председатель (заместитель председателя), члены ТЭК несут ответственность за соответствие деятельности ТЭК требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов. Ответственный секретарь организует делопроизводство ТЭК и несет ответственность за его ведение и сохранность документов. Член ТЭК вправе: присутствовать при проведении государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, в ОУ-ППЭ и контролировать порядок проведения экзамена; информировать в рамках своих полномочий руководство ТЭК о ходе проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, и возникающих проблемах; требовать в случае несогласия с решением, принятым ТЭК, внесения в протокол особого мнения или изложить его в письменной форме в заявлении на имя председателя ТЭК; вносить предложения по совершенствованию организации работы ТЭК, условий проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, в субъекте Российской Федерации. Член ТЭК обязан: участвовать в заседаниях ТЭК; выполнять возложенные на него функции в соответствии с положением о ТЭК и решениями ТЭК; соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих проведение государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования.
5. Организация работы ТЭК
ТЭК проводит свои заседания в соответствии с утвержденным графиком работы, в случае необходимости председателем (заместителем председателя) ТЭК может быть назначено внеочередное заседание ТЭК. Решения ТЭК принимаются простым большинством голосов от утвержденного состава ТЭК. В случае равенства голосов председатель ТЭК имеет право решающего голоса. Решения ТЭК по вопросам, отнесенным к ее компетенции, оформляются протоколами, которые подписываются председателем (заместителем председателя) и ответственным секретарем. Решения ТЭК в рамках ее полномочий являются обязательными для всех организаций, общеобразовательных учреждений и лиц, участвующих в подготовке и проведении государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК. Организация исполнения решений ТЭК обеспечивается распорядительными актами органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования. По результатам работы ТЭК в текущем году готовится справка о проведении государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК в субъекте Российской Федерации, включающая сведения о составе участников, результатах экзаменов, имевших место проблемах. Справка подписывается председателем (заместителем председателя), секретарем ТЭК и направляется в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования. |