ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 к приказу департамента образования и науки Краснодарского края от 26.04.2011 г. № 1882
Процедура проведения письменного экзамена по русскому языку государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием территориальных экзаменационных комиссий
1. Письменный экзамен по русскому языку проводится в общеобразовательных учреждениях пунктах проведения экзаменов (далее ОУ-ППЭ), утвержденных приказом департамента образования и науки Краснодарского края по представлению муниципального органа управления образованием (далее МОУО), в специально отведенных классных комнатах из расчета 1 класс 1 аудитория. Допускается размещение нескольких небольших классов в одной аудитории при общем количестве не более 25 человек. 2. Рассадка обучающихся производится по 1-2 человека за столом в соответствии с ведомостью рассадки. Начало экзамена в 10-00. На экзамен отводится 240 минут (4 часа). 3. До экзамена Директор школы и руководитель ОУ-ППЭ готовят для проведения письменного экзамена классные комнаты. В них не должна находиться справочно-познавательная информация по математике. Следует убрать (завесить) стенды, плакаты и прочие информационные материалы, опечатать шкафы. Кроме того, необходимо предусмотреть: - классную доску, мел; - парты (из расчета 1- 2 человека за одной партой); - разметить столы в соответствии со схемой рассадки для размещения выпускников в аудитории - место для вещей обучающихся, питьевой воды; - место для возможного размещения наблюдателей за ходом проведения экзамена; - наличие часов в аудитории; - необходимые санитарно-гигиенические условия (освещение, проветривание); - дежурство медицинского работника. Муниципальный координатор ГИА-9, утвержденный приказом департамента, накануне а) получает в региональном центре обработки информации бланки ответов по русскому языку и ведомости: - запечатанные пакеты с бланками ответов № 1 отдельно на каждый класс, - запечатанные пакеты с бланками ответов № 2 отдельно на каждый класс, - запечатанные пакеты с дополнительными бланками ответов один на ОУ-ППЭ, - запечатанный пакет с ведомостями распределения выпускников в аудитории по местам и вариантам на ОУ-ППЭ, - резервный пакет с бланками № 1 и 2 на ОУ-ППЭ; б) получает у регионального координатора ГИА-9: - экзаменационные задания для выпускников, упакованные в пакеты отдельно на каждый класс, - резервный пакет с экзаменационными заданиями на ОУ-ППЭ. в) обеспечивает конфиденциальность хранения экзаменационных материалов, бланков и ведомостей в опечатанном им лично сейфе, предоставленном школой, до момента выдачи выпускникам в аудиториях в день проведения экзамена. Ключ от сейфа хранится у представителя ТЭК. МОУО обеспечивает представителя ТЭК транспортом для доставки экзаменационных материалов в ОУ-ППЭ. Допускается получение в МОУО и доставка пакетов с экзаменационными материалами и бланков ответов в ОУ-ППЭ представителем ТЭК в день проведения экзамена. Директор ОУ, обучающиеся которого будут сдавать экзамен, за 2-3 дня до экзамена передает муниципальному координатору ГИА-9 папку, которая содержит: - список обучающихся, имеющих хронические заболевания; - тетрадные листы в линию (без штампа) для черновиков (из расчета не менее двух двойных листов на выпускника); - заранее передает в ОУ-ППЭ необходимое количество орфографических словарей, так как на экзамене по русскому языку учащимся разрешается пользоваться орфографическими словарями. Руководитель ОУ-ППЭ накануне экзамена получает в МОУО нормативно-правовые документы, инструктивные и другие материалы, необходимые для функционирования ОУ-ППЭ, списки организаторов и обучающихся, прикрепленных к ОУ-ППЭ, списки обучающихся, имеющих хронические заболевания. Представитель территориальной экзаменационной комиссии (далее-ТЭК) накануне экзамена: - проверяет готовность ОУ-ППЭ к проведению экзамена; - составляет акт готовности ОУ-ППЭ установленной формы; - совместно с руководителем ОУ-ППЭ закрепляет классные комнаты для проведения письменного экзамена за классами-комплектами. Руководитель ОУ-ППЭ организует проставление на тетрадные листы в линию для черновиков (из расчета не менее двух двойных листов на выпускника) штампа школы, в которой находится ОУ-ППЭ. 4. В день экзамена: Представитель ТЭК (с 8-40 до 9-10): - до 8-50 распределяет организаторов по аудиториям; - в 8-50 вскрывает сейф в присутствии организаторов в аудитории и руководителя ОУ-ППЭ; - выдает организаторам в каждую аудиторию: - пакет с экзаменационными заданиями по русскому языку, - пакет с бланками ответов № 1, - пакет с бланками ответов № 2, - ведомость распределения выпускников в аудитории по местам и вариантам (2 экземпляра), - проштампованные тетрадные листы для черновиков (из расчета не менее двух двойных листов на выпускника); - проводит инструктаж с организаторами об их обязанностях. С 9-10 в классной комнате, отведенной для проведения экзамена: Организаторы в аудитории (подготовленные организаторы из числа учителей, не ведущих преподавание русского языка и литературы, которые действуют в соответствии с инструкцией), - получив от представителя ТЭК запечатанные пакеты с экзаменационными материалами, приносят их в аудиторию; - раскладывают на столы для учащихся проштампованные листы для черновиков и разрешенные справочные материалы; - складывают на отдельный стол (или стол для организаторов) орфографические словари; - оба экземпляра ведомости распределения выпускников в аудитории по местам и вариантам находятся в аудитории до начала экзамена, - один организатор находится в аудитории с экзаменационными материалами до начала экзамена. Классный руководитель (представитель ОУ, определенный приказом по ОУ, обучающиеся которого сдают экзамены в данном ОУ-ППЭ) с 9 -10 до 9 - 30 во дворе школы: - проводит по списку учет прибывших обучающихся, проверяет наличие документа, удостоверяющего личность (паспорт, ученический билет или иной документ, в который вклеена фотография обучающегося); - выясняет причины отсутствия обучающихся, докладывает руководителю ОУ-ППЭ и представителю ТЭК о явке обучающихся на экзамен; - при входе учащихся в ОУ-ППЭ, передает список организатору в аудитории (с отметкой об отсутствии выпускников) и после этого направляется в специально отведенное помещение во вспомогательной части ОУ-ППЭ для ожидания выпускников до окончания экзамена. Организаторы на входе с 9 30 - пропускают обучающихся в ОУ-ППЭ по предъявлению ими документа, удостоверяющего личность (паспорт, ученический билет или иной документ, в который вклеена фотография обучающегося) в развернутом виде. В случае отсутствия документов классный руководитель (представитель ОУ, обучающиеся которого сдают письменный экзамен) подтверждает личность обучающегося в письменном виде. Руководитель ОУ-ППЭ принимает решение о допуске к экзамену опоздавших обучающихся по согласованию с представителем ТЭК и на основании заявления обучающегося. Оформляет решение о допуске на экзамен опоздавших обучающихся протоколом в произвольной форме. Организаторы в аудитории: с 9 30 до 10-00 Организатор первый из аудитории принимает обучающихся на входе в ОУ-ППЭ и сопровождает их к месту экзамена к аудитории; Перед входом выпускников в аудиторию: Первый организатор перед входом в аудиторию: - берет в аудитории ведомость распределения выпускников по местам и вариантам, - называет фамилии выпускников класса в соответствии с ведомостью, - называет каждому выпускнику номер его посадочного места, - проверяет наличие документа, удостоверяющего личность (паспорт, ученический билет или иной документ, в который вклеена фотография обучающегося) в развернутом виде, - незамедлительно пропускает выпускника в аудиторию.
Второй организатор находится в аудитории с ведомостью распределения выпускников и помогает выпускнику занять свое место в аудитории в соответствии с ведомостью распределения выпускников. Организаторы - проводят организационный инструктаж обучающихся; - напоминают, что учащимся разрешается пользоваться орфографическими словарями; - организуют подписывание черновика (Ф.И. в верхнем правом углу); напоминают, что учащиеся могут производить необходимые записи в черновике, но черновики не проверяются; - напоминают выпускникам о недопустимости наличия и использования во время экзамена мобильных телефонов.
с 10-00 до 10-20 - вскрывают пакеты с бланками ответов № 1 и № 2; - первый организатор берет в руки бланки № 1, а второй организатор бланки № 2, не перекладывая их; - один из организаторов читает фамилию и имя выпускника на бланке № 1, выпускник поднимает руку, второй организатор проверяет фамилию на бланке №2, оба бланка выдают выпускнику; - вскрывают пакет с экзаменационными материалами; - варианты экзаменационных заданий раздают в соответствии с ведомостью распределения выпускников, одновременно перепроверяя соответствие номера варианта на бланках № 1 и 2; - в случае нехватки экзаменационных работ в пакете, организатор в аудитории информирует об этом члена ТЭК. Член ТЭК вскрывает резервный пакет с экзаменационными материалами и выдает недостающее количество материалов организатору в аудитории. Выпускник, получивший экзаменационные материалы из резервных пакетов, записывает на бланках ответов № 1 и 2: наименование сдаваемого предмета, код ОУ, свою фамилию, имя и отчество печатными буквами, ставит номер варианта (в соответствии с номером выданных ему КИМов), класс; - знакомят выпускников с содержанием пакетов и инструкцией выполнения работы; - организуют проставление выпускниками подписи в специально отведенном окне в верхней части бланка ответов № 1; - окончание чтения инструкции организатором в аудитории считается началом экзамена; - указывают на доске время начала и окончания экзамена; - лишние экземпляры сдают члену ТЭК по акту по окончании экзамена; - заполняют акт о вскрытии пакетов с экзаменационными материалами. Допускается выход выпускников из аудитории по уважительной причине в сопровождении организатора, обеспечивающего порядок на этаже, все экзаменационные материалы остаются на рабочем месте. Допускается прерывание выполнения экзаменационной работы выпускником в случае его плохого самочувствия по заключению бригады скорой медицинской помощи. Решение о повторной сдаче экзамена принимает территориальная экзаменационная комиссия, письменно проинформировав об этом региональную экзаменационную комиссию. Не допускается удаление выпускников с экзаменов за нарушение правил поведения. 5. В ходе экзамена: Организаторы в аудитории: - обеспечивают самостоятельность выполнения работы; - регистрируют нарушения в правой части ведомости рассадки выпускников; - фиксируют выход из аудитории и возвращение обратно; - при сдаче выпускником экзаменационных материалов, проверяют комплектность экзаменационной работы; - проверяют, указаны ли номера заданий, в которых сделаны исправления в разделе Замена ошибочных ответов в бланке №1; - если выпускник, выполняя задания второй части, заполнил лицевую и оборотную стороны бланка ответов № 2, но ответ записан не полностью, выпускнику выдается дополнительный бланк. В ведомости выдачи дополнительных бланков делается отметка в соответствии с местом выпускника. Выпускники заполняют дополнительные бланки ответов с лицевой и с оборотной стороны, их собирают в аудитории и сдают на проверку с бланками ответов № 2 соответствующих выпускников; - принимают у учащихся бланки ответов № 2 (с дополнительными бланками ответов), КИМы и черновики; - отмечают в ведомости факт сдачи каждым выпускником бланка №1 и заполненного бланка № 2. Организаторам запрещается во время экзамена давать пояснения по выполнению экзаменационной работы, ходить по классу. Учитель - словесник, не работавший с экзаменуемыми, приглашается только для двукратного прочтения текста для изложения (в соответствии с требованиями инструкции по выполнению работы). После второго прочтения он должен покинуть экзаменационную аудиторию и территорию ОУ-ППЭ. Экзаменуемые: - прослушивают исходный текст изложения; - во время чтения текста экзаменуемым разрешается делать записи в черновике; - после второго прочтения текста, пересказывают его сжато в письменной форме; - знакомятся с текстом для чтения; - выполняют задания, связанные с содержательным и лингвистическим анализом прочитанного текста, пишут небольшое сочинение-рассуждение на лингвистическую или морально-этическую тему. 6. По окончании экзамена: Организаторы в аудитории:- собирают у учащихся оставшиеся экзаменационные материалы, сверяют их количество со списком, - бланки ответов учащихся №1 и № 2 (с дополнительными бланками ответов) из аудитории разделяют по вариантам I, II, III, IV (8 стопок); - формируют в две стопы КИМы и черновики, - передают представителю ТЭК по акту экзаменационные работы, ведомости рассадки выпускников с указанным внизу количеством бланков №1 и № 2 по данной аудитории, неиспользованные бланки № 1,2, КИМы и черновики. Представитель ТЭК - принимает апелляции выпускников по процедуре проведения экзамена. Представитель ТЭК и руководитель ОУ-ППЭ: - пересчитывают количество бланков №1 и № 2 по данной аудитории, - сверяют количество бланков №1 и № 2 с указанной в ведомости суммой, - вписывают количество бланков №1 и №2 по вариантам по каждой аудитории в протоколы ОУ-ППЭ, - КИМы, черновики и ведомости закрывают в сейф, - объединяют работы учащихся из всех аудиторий по вариантам I, II, III, IV отдельно бланки ответов №1 и № 2 (с дополнительными); - укладывают в 8 бумажных пакетов отдельно бланки №1- I, II, III, IV вариантов и бланки № 2 - I, II, III, IV вариантов. Для упаковки используются бумажные пакеты, предоставленные департаментом; - упаковывают в один пакет список учащихся, не явившихся на экзамен в ОУ-ППЭ (ФИО, ОУ, класс), и неиспользованные бланки № 1, 2; - бумажные пакеты заклеивают, на месте склеивания ставят подписи представитель ТЭК и руководитель ОУ-ППЭ, подписи не расшифровывают, печать на пакеты не ставят; - наклеивают на каждый пакет этикетку установленной формы; - 9 бумажных пакетов устанавливают в коробку из-под бумаги формата А-4, на которой с четырех сторон написано наименование территории и номер ОУ-ППЭ. Представитель ТЭК - незамедлительно лично доставляет коробку с экзаменационными материалами и апелляции выпускников по процедуре проведения экзамена муниципальному координатору ГИА-9. Муниципальный координатор ГИА-9 - получает коробки с экзаменационными материалами всех ОУ-ППЭ муниципалитета, - незамедлительно доставляет все коробки с экзаменационными материалами муниципалитета в ККИДППО (возможна доставка экзаменационных материалов доверенным лицом, назначенным приказом начальника МОУО).
7. На следующий день Директор ОУ, выпускники которого сдавали экзамен, предоставляет муниципальному координатору ГИА-9 в МОУО списки выпускников, отсутствовавших на экзамене по русскому языку с указанием причины отсутствия (по установленной форме).
8. После окончания проверки экзаменационных работ по русскому языку Региональная экзаменационная комиссия утверждает шкалу перевода первичных баллов в экзаменационные отметки; утверждает протокол с результатами письменного экзамена по русскому языку. Региональная предметная комиссия по русскому языку направляет в МОУО электронной почтой шкалу перевода первичных баллов в экзаменационные отметки и протокол с результатами письменного экзамена по русскому языку (для каждого выпускника, выполнявшего работу, выставлены баллы за каждое задание, сумма баллов, оценка). Муниципальный координатор ГИА-9 оперативно электронной почтой направляет шкалу перевода первичных баллов и протокол с результатами экзамена в общеобразовательные учреждения. Директор ОУ, обучающиеся которого сдавали экзамен, обеспечивает оперативное ознакомление выпускников и их родителей с результатами экзамена по русскому языку. В случае несогласия выпускника с выставленными баллами (отметкой), апелляция в трехдневный срок подается непосредственно в региональную конфликтную комиссию либо директору общеобразовательного учреждения, в котором выпускник ознакомился с официальными результатами экзамена. Для выпускников, подавших апелляцию о несогласии с выставленными баллами (отметкой), основанием для аннулирования ранее выставленных баллов являются измененные протоколы РЭК о результатах экзамена по русскому языку. Муниципальный координатор ГИА-9, по завершении работы региональной конфликтной комиссии, оперативно получает в региональной предметной комиссии экзаменационные работы обучающихся и доставляет их в общеобразовательные учреждения. Школьная аттестационная комиссия: - выставляет итоговую отметку на основании годовой и экзаменационной отметок с учетом отметок промежуточной аттестации в 9-ом классе. Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом; - результаты экзамена и итоговые отметки оперативно доводятся до сведения выпускников и их родителей (законных представителей). Учитель-предметник переносит из протоколов на предметную страницу классного журнала экзаменационные отметки обучающихся, сдававших письменный экзамен по русскому языку с участием территориальной экзаменационной комиссии, и итоговые отметки. Классный руководитель переносит экзаменационную и итоговую отметки с предметной страницы в сводную ведомость в конце классного журнала. Представитель ТЭК по итогам проведения экзамена готовит аналитическую справку, которую передает муниципальному координатору ГИА-9. В ОУ заместитель директора, ответственный за организацию и проведение ГИА-9, анализирует результаты сдачи письменного экзамена по русскому языку в сравнении с предыдущим учебным годом и годовыми отметками.
9. Протоколы письменного экзамена по русскому языку хранятся в течение пяти лет в школе, в которой выпускники обучались. Экзаменационные работы выпускников хранятся в школе в течение трех лет.
Начальник отдела общего среднего образования О.А.Лозовая |