Классный час Гармония в многообразии

 

Цели:

1.     Познакомить воспитанников с понятием толерантность, выявить основные черты толерантности, сформировать правильное представление о толерантном поведении.

2.     Формировать толерантное и уважительное отношение к людям. Продолжить формирование толерантного отношения одноклассников между собой.

3.     Учить находить компромисс в решении конфликтных ситуаций; развивать навыки разрешения конфликтов.

Задачи:
Образовательная:

1.     Помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих.

2.     Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.

Развивающая:

1.     Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.

2.     Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.

Воспитательная:

1.     Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.

Оборудование: раздаточный материал (ситуации, новогодние открытки), магнитная доска, мультимедийное оборудование.

     Теперь, когда мы научились

     летать по  воздуху, как птицы,   

     плавать под водой, как рыбы, нам не

     хватает только одного: научиться 

     жить на земле,  как люди.

                                                            Б. Шоу

 

Ход урока.

1. Вступительная беседа.

Мы все живем в обществе. Вокруг нас тысячи, нет даже миллионы, миллиарды людей. Каждый день мы видим множество новых, незнакомых лиц. Кого-то замечаем в толпе, а кого-то нет. Мы не задумываемся, что каждый из нас уникален, нет абсолютно одинаковых людей. Даже близнецы обычно очень сильно различаться по характеру. Что же говорить об остальных людях?!

У каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый из нас выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает. Все имеют что-то свое, неповторимое.

Прелесть современного мира именно в многообразии. Красота в том, что все мы люди этой планеты. Мы связаны друг с другом видимыми и невидимыми нитями, в наших интересах сделать нашу жизнь счастливой, комфортной, радостной, чтобы последующее поколение не только продолжили наши традиции, но и восхищались нашим умением творить добро и быть терпимыми друг к другу. Все это - есть проявление толерантности. (Слайд)

Пару веков назад во Франции жил Шарль Мори́с де Талейра́н-Периго́р - французский политик и дипломат, занимавший пост министра иностранных дел при трёх режимах. Это был человек талантливый во многих областях но, несомненно, более всего -  в умении учитывать настроение окружающих, уважительно к ним относиться. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться  обстоятельствам. С именем этого человека связано понятие ТОЛЕРАНТНОСТЬ. (Слайд)

 

2.     Проверка домашнего задания.

     Учитель: Так что же такое ТОЛЕРАНТНОСТЬ? Ответ на этот вопрос был вашим д/заданием. Вы должны были найти определение этого слова, представить зрительный образ этого понятия и прокомментировать его. (Слово 4 группам)

Учитель: А я изобразила толерантность в виде солнышка. Почему?
Солнце обогревает весь мир, так и толерантная личность, совершая добрые поступки, становится лучше, чище, светлее. От неё исходит добро, тепло. Вокруг неё всегда есть друзья, царит счастье. Толерантная личность понимает окружающих, всегда приходит им на помощь. Понятие толерантность  многообразно, постараемся собрать эти понятия  в лучики солнца.

3. Перед вами две дороги, выбирайте!

Учитель: Дорога жизни представляет собой паутину развилок. Как было бы хорошо, наверное, если бы рождаясь, мы вставали на прочные, прямые и надежные рельсы и двигались бы в раз и, навсегда, заданном кем-то Большим и Умным направлении и, чтобы за изменения нашего пути всегда отвечал бы Стрелочник. Но за выбранный путь, за принятое решение отвечаем мы сами. Итак, перед вами две дороги, выбирайте! (Слайд)

 

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него ваkялась сумка. Он тихонько стонал. А в глазах стояли слезы.
- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.
- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав ее руку.
- Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри-смотри, у него кровь на брюках.
- А нам-то что? Он сам виноват.

- Отпусти мою руку. Ему нужна помощь.
- Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?
- Я всё равно подойду. Девушка вырвала руку.
- Я тебя не пущу. Ты моя девушка и не смей общаться со всякими. Пойдем отсюда. Он попытался увести ее.
- Знаешь что, да как ты можешь? Ему же больно, понимаешь? Нет, ты не понимаешь! Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удержать ее. Она решительно одернула руку.
- Что с вами? спросила она мужчину, - Что с вашей ногой?
- Я сломал ее кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.
- Сейчас, сейчас. Потерпите. Нужно вызвать скорую.
- Спасибо, девушка, спасибо.
- Послушай, - обратилась она к парню, - у тебя нет мобильника? Парень промолчал (брезгливо смотрит на мужчину). Девушка поднялась и, приблизившись к парню, сказала:
- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи. Я больше знать тебя не хочу.
- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом! Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь.
- У вас открытый перелом. Я пойду вызову врача. Терпите. (Уходит)
- Девушка! окликнул ее мужчина. Спасибо вам! Девушка обернулась и улыбнулась.
- Вы обязательно найдете счастье!

 

Вопросы к учащимся:

1.     Почему молодой человек отказался помочь?

2.     Как бы вы поступили в этом случае? Выбирайте свою дорогу! (Слайд)

3.     Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

4.     Что проявила девушка по отношению к старому человеку? (сострадание)

Учитель: Вот и первый наш лучик. Сострадание особое качество души человека, готовность без раздумий оказать помощь. Сострадание это готовность прочувствовать и принять на себя боль другого человека, физическую или душевную.

 

4. Дети-инвалиды.

Учитель: Есть еще другая категория людей инвалиды. Инвалид - это слово оставляет у нас ощущение "выключенности" человека из повседневной жизни с ее радостями и огорчениями, словно человек оказался по ту сторону зеркала, где все как всегда, но как бы ненастоящее.   Дети- инвалиды - кто они? Это мальчишки и девчонки - обычные ребята, которые любят читать, рисовать, играть. Им хочется бегать и шалить... Но с раннего детства из-за болезни они вынуждены находиться в замкнутом пространстве. Окружающий их мир ограничивается инвалидной коляской.  Особенно тяжело ребятам, которые лишились подвижности из-за травм. Не имея возможности  передвигаться самостоятельно и общаться со сверстниками, дети-инвалиды замыкаются в себе, рано узнают, что такое одиночество. Здоровые сверстники не всегда охотно принимают детей-инвалидов в свой коллектив. Человек не должен быть изгоем общества только из-за того, что он отличается от других.

Мы должны уметь сосуществовать друг с другом и быть толерантны к другому, иному, не такому, как ты сам. Толерантность может помочь каждому, и всем вместе чувствовать себя уверенно в этом мире. При этом лучше понимая другого, мы лучше понимаем себя. (Слайд)

Вопросы к учащимся:                                                                                                               1. Считаете ли вы, что дети- инвалиды должны жить полноценной общественной жизнью?

2. Как вы отнесётесь к тому, что вместе с вами будут учиться дети- инвалиды?            

3. Согласитесь ли вы подружиться с ребёнком- инвалидом и оказывать ему помощь? В чём эта помощь может выразиться?                                                                          

4. Как мы должны вести себя по отношению к таким детям? (проявлять милосердие)

    Учитель:  Правильно? нужно проявлять милосердие. На нашем солнышке появились еще лучик милосердие.

5. Работа в группах.

Учитель:  А сейчас я предлагаю вам поработать в группах. У вас на столах лежат новогодние открытки, которые вы нарисовали. Напишите на этих открытках пожелания детям-инвалидам, чтобы прочитав их, им стало теплее от того, что они нашли новых друзей

                   Лишь добрыми словами боль отводят,
                   А тёплые слова для всех важны.
                   Отзывчивость, как помощь к нам приходит,
                   Благие чувства - лекари души. (Слайд)

(Группы подписывают открытки).

Учитель:  Открытки получились замечательными. Вот вы и подарили доброту вашей души. Я обязательно передам эти открытки детям-инвалидам. А на солнышке появился еще лучик! (доброта)                                                                                                   

6.     Друзья.

 Учитель:  Наш класс маленькая семья, и хотелось бы, чтобы в нашей семье царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани, чувствовалась бы забота о каждом. Для этого нужно быть толерантным, находить правильный выход из трудных ситуаций. Умеете ли вы найти правильный выход? Каждая группа получает ситуацию, которая может произойти у нас в классе. Найдите правильное решение.

Ситуации.

         Твой одноклассник вчера занял у вас 20 рублей на обед и обещал вернуть на следующий день. Ты понадеялся на его честность и сегодня с собой денег не взяли. Ты подходишь к нему в столовой, он говорит, что у него денег хватит только на себя.

         Света принесла в школу плейер, полученный в подарок накануне. Друзья захотели послушать. Когда очередь дошла до Димы, он случайно сломал одну из кнопок. Света, увидев это, страшно разозлилась.

         Вы одолжили учебник своему другу. Он его потерял и отказывается платить штраф.

         Сосед по парте во время контрольной работы заглядывает к тебе в тетрадь и навлекает на тебя неприятности.

Учитель:  Вы справились с этим заданием. Итак, какими мы должны быть по отношению к одноклассникам? (ответы учеников) Правильно, мы должны уважать их, находить мирные пути  решения конфликтных ситуаций, находить согласие. (Два лучика уважение и путь к миру и согласию)

 

7. Пирамида дружбы

Учитель:  Какими качествами должен обладать друг? Каждый из вас называет одно качество, вытягивая вперед руку ладонью вниз. Другой, называя свое слово, кладет руку на руку первого и т. д. Таким образом, получается пирамида дружбы. У кого пирамида выше? (лучик дружба)

 

8. Просмотр притчи о гвоздях.

Учитель: В чем был не прав молодой человек? Что бы вы ему посоветовали? Каких качеств ему не хватило, чтобы сохранить дружбу и уважение? (Ученики: терпения и сдержанности). (Два лучика терпение и сдержанность)

 

9. Итог.

Учитель: Все перечисленные вами качества присущи толерантному человеку. Давайте посмотрим на солнышко и его лучики. Подведем итог. Что же такое толерантность? Дети перечисляют все лучики:

Толерантность это сострадание.

Толерантность это милосердие.

Толерантность это доброта.

Толерантность это уважение.

Толерантность это путь к миру и согласию.

Толерантность это дружба.

Толерантность это терпение.

Толерантность это сдержанность.

Учитель: Сочетание всех этих качеств и есть гармония,  гармония в многообразии.

 

 

 
Хостинг от uCoz