Уважаемые родители!
Тема нашего сегодняшнего собрания: Формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья. Эта тема часто обсуждается в современных СМИ, принято говорить о том, что здоровое общество характеризуется и своим отношением к инвалидам. Поэтому все чаще можно услышать рассуждения об интеграции инвалидов в общество, и, в частности, об интеграции детей с особыми потребностями в общеобразовательную школу. Инклюзивное образование эти слова всё чаще звучат по радио и телевидению и встречаются в тексте статей в сети Интернет. Что же это такое?
Инклюзивное образование это, если можно так сказать, целая философия взглядов. Инклюзия (от inclusion - включение) 1. процесс, при котором что-либо включается, то есть вовлекается, охватывается, или входит в состав, как часть целого. 2. процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, в первую очередь имеющих трудности в физическом развитии.
Понятие инклюзивное образование сформировалось из убеждения в том, что образование является основным правом человека и что оно создаёт основу для более справедливого общества. Все учащиеся имеют право на образование, независимо от их индивидуальных качеств и проблем. Девиз инклюзивного образования: Дети должны учиться вместе. Права детей на развитие личности в системе образования, ориентированного на индивидуальные потребности, и в том числе право детей с отклонениями в развитии учиться в тех же школах, где учатся их сверстники, живущие по соседству, признаны международными стандартами прав человека: Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом по экономическим, культурным и социальным правам, Европейской социальной хартией, Декларацией о правах умственно отсталых лиц и другими документами. Движение за Образование для всех возникло с момента проведения Всемирной конференции по Образованию для всех в Таиланде в 1990 году, и его целью стало предоставление всем детям, молодёжи и взрослым возможности реализовать своё право на образование. Главный импульс инклюзивному образованию был дан 1994 г. на Всемирной Конференции по образованию лиц с особыми потребностями , проходившей в Испании. 10 июня там была принята Декларация О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями Этот документ призывает государства действовать в направлении создания школ для всех. Педагоги таких школ действуют из убеждения, что разница между людьми это нормальное явление, и что процесс обучения должен быть приспособлен к нуждам ребёнка, а не ребёнок подстроен под исходное определение, каким должен быть темп и характер обучения. В 2001 г. В Дакаре 100 стран мира приняли масштабную программу Образование для всех. Россия в 2006 г. объявила об участии в этой программе. Одна из целей программы Образование для всех состоит в том, чтобы к 2015 году каждый ребенок получил начальное образование. Начиная с 90-х годов, в России формируется новая образовательная система для детей с ограниченными возможностями здоровья. Новая политика в образовании нашла своё отражение в нормативных документах как государственного, так и регионального масштаба. Тем не менее, по мнению Российского общественного совета развития образования в настоящее время Россия, как цивилизованная страна, трагически отстаёт в реализации конституционного права на образование и социальную интеграцию детей (лиц) с ОВЗ. Согласно статистике, сегодня в России насчитывается более 2 миллионов детей с ограниченными возможностями (8% всей детской популяции), из них около 700 тысяч - дети с инвалидностью. Ежегодно численность данной категории детей увеличивается. В частности, если в 1995 году в России насчитывалось 453,6 тысяч детей с ОВЗ, то в 2011 году их число приблизилось к 590 тысячам. При этом около 90 тысяч детей имеют нарушения физического статуса, что затрудняет их передвижение в пространстве и доступ к социально-образовательным ресурсам. Давайте рассмотрим сущности разных систем образования, для понимания преимуществ и рисков каждой из них.
Интегрированное образование
Все дети разные Все дети могут учиться Есть разные способности, разные этнические группы, разный рост, возраст и т.д. Система адаптируется к потребностям ребёнка.
На современном этапе развития западной и отечественной социальной педагогики начинает проявляться новый социально-педагогический смысл процесса интеграции детей с ОВЗ инклюзия, т.е. социальное принятие особых детей, включение их на всех этапах в жизнь общества. Понятие инклюзия противопоставляется понятию эксклюзия, т.е. исключение из общества. Термины интегрированное образование и инклюзивное образование педагоги, специалисты часто используют как взаимозаменяемые. Тем не менее, в философии между этими понятиями огромная разница. Понимание различий между ними позволит педагогическим коллективам определить предназначение образовательных учреждений и свои цели в обучении детей с ОВЗ. В интегрированном образовании дети с ОВЗ посещают общеобразовательную школу и в центре именно вопрос посещения. Ребёнок с особыми образовательными потребностями становится проблемой для традиционно устроенного учебно-воспитательного процесса. Поэтому ребёнка необходимо менять, реабилитировать так, чтобы он подходил школе или обществу. Инклюзивное образование предполагает изменение образовательной системы, школы, а не самого ребёнка. Внимание педагогов при включении детей с ОВЗ в единое образовательное пространство урока, занятия, мероприятия акцентировано на возможностях и сильных сторонах в развитии ребёнка. Инклюзивное образование базируется на следующих принципах: 1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений. 2. Каждый человек способен чувствовать и думать. 3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. 4. Все люди нуждаются друг в друге. 5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений. 6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников. 7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут. 8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека. 9. Все обучающиеся должны быть успешными. 10. Внимание педагога фокусируется на возможностях и сильных сторонах ребёнка.
По словам Н.Н. Малофеева (Николай Николаевич Малофеев член-кор. РАО, профессор, директор Института коррекционной педагогики РАО) интеграция проблемных детей в общеобразовательные учреждения это закономерный этап развития системы специального образования в любой стране мира, процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе и Россия. Существует множество способов того, как рассматривать столь сложную концепцию, как инклюзия. Реальная инклюзия появляется в школе в тот самый момент, когда начинается процесс обеспечения полноправного участия в школьной жизни буквально всех её учеников. Инклюзивная школа это школа, которая постоянно находится в движении. В Концепции модернизации российского образования заявлен принцип равного доступа молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания и состояния здоровья. Одним из направлений реализации этого требования является развертывание новых моделей содержания образования и его организации, в том числе развитие дистанционного образования. Системное использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), технологий дистанционного обучения эффективное решение проблемы образования и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Дистанционная форма обучения как нельзя лучше подходит для того, чтобы ребенок-инвалид получил качественное образование. К таким детям нужен индивидуальный подход. Часто такие дети требуют некоторой специфики при обучении и т.п. И это может дать ребенку-инвалиду дистанционное обучение, позволяя ребенку с ограниченными возможностями найти оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни. Дистанционное обучение обладает рядом качеств, которые делают его весьма эффективным при работе с детьми-инвалидами и больными детьми. Главным образом, эффективность достигается за счет индивидуализации обучения: каждый ребенок занимается по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе; каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения той или иной дисциплины. Дистанционное обучение позволяет свести до минимума непродуктивное использование времени учащегося. Ребенок не ждет, пока учитель запишет на доске предложения для разбора; электронный лабораторный эксперимент всегда пройдет четко, по заданному сценарию; поисковые системы позволят быстро найти нужные материалы. Это позволяет освоить учебный материал в более сжатые сроки, по сравнению с классно-урочной системой. Сегодня технологии дистанционного образования развиваются очень активно, и если в недалеком прошлом в распоряжении сетевого учителя была лишь электронная почта, то теперь специальные учебные среды позволяют организовать учебный процесс, ни в чем не уступающий по своим дидактическим возможностям традиционному, а во многом и превосходящий его. Исследовательский центр Superjob.ru выяснил, как относятся россияне к принципам инклюзивного образования. Большая часть опрошенных (44%) поддерживает включение в закон Об образовании раздела об инклюзивном обучении. По их мнению, это позволит инвалидам интегрироваться в общество сверстников, а здоровым детям стать терпимее и добрее. Дети с раннего возраста должны адекватно принимать любые особенности других людей: внешние, национальные и прочие, иначе это путь к расизму, шовинизму; Дети-инвалиды не будут чувствовать себя изгоями общества, а обычные, может быть, научатся сочувствовать чужой беде, считают респонденты. А что вы думаете по этому поводу? Хотелось бы услышать ваше мнение. (Родители высказывают свои точки зрения на проблему инклюзии). Благодарю всех вас за участие в нашем сегодняшнем разговоре на такую важную и насущную тему!
|