Методические рекомендации для общеобразовательных учреждений Краснодарского края о преподавании ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ в 2012– 2013 учебном году
1. Нормативно-правовые документы
Преподавание предмета в 2012 – 2013 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами: 1.Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями, внесёнными приказами Министерства образования России от 9 марта 2004 года № 1312, от 20 августа 2008 г. № 241, от 30 августа 2010 г. № 889, от 3 июня 2011 г. № 1994, от 31 января 2012. № 69, от 1 февраля 2012 г. № 74 (вступает в силу с 1 сентября 2012 г.). 2.Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 7 июля 2005 г. N 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана», 3.Письмо департамента образования и науки Краснодарского края от 6 апреля 2010 года № 47-3315/10-14 «О рекомендациях по формированию образовательной программы общеобразовательного учреждения». 4.Приказ департамента образования и науки Краснодарского края от 25 октября 2011 года № 5811 «Об определении перечня профилей, открываемых в общеобразовательных учреждениях Краснодарского края в 2012-2013 учебном году, и предметах по выбору для сдачи экзаменов в ходе государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов, проводимой территориальными экзаменационными комиссиями» с изменениями от 28.02.2012 № 846. 5.Приказ департамента образования и науки Краснодарского края от 10.07.2012 № 5563 «О примерных учебных планах для общеобразовательных учреждений Краснодарского края». 6.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. N 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год». Подробная информация о рекомендуемых учебниках представлена на сайте http://fp.edu.ru/asp . 7.Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29 июня 2011 г.). 8.Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», с изменениями и дополнениями от 26.11.2010 № 1241, от 22 сентября 2011 № 2357. http://mon.gov.ru/files/materials/7195/373.pdf , http://mon.gov.ru/dok/fgos/7195 . 9.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/prm1897-1.pdf . 10.Приказ департамента образования и науки Краснодарского края от 09.04.2010 № 1063 «Об утверждении перечня образовательных учреждений края, являющихся пилотными (апробационными) площадками по введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями от 6.09.2010 № 3044. 11.Приказ департамента образования и науки Краснодарского края от 27.02.2012 № 802 «Об утверждении перечня образовательных учреждений края, являющихся пилотными площадками по введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». 12.Письмо департамента образования и науки Краснодарского края от 10.07.2012 № 47-10721/12-14 «Об учебных планах образовательных учреждений, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты общего образования в 2012-2013 учебном году».
2. Учебно-методическое обеспечение
2.1. Основное общее образование Подробная информация о современных УМК по физической культуре (с аннотациями и справочным материалом) представлена на сайтах: 1. http://www.mon.gov.ru официальный сайт Минобразования России 2. http://fsu.edu.ru – официальный сайт Федерального совета по учебникам 3. http://www.vgf.ru – издательство Вентана-Граф 4. http://www.drofa.ru – издательство Дрофа 5. http://www.mnemozina.ru - издательство Мнемозина 6. http://www.prosv.ru издательство Просвещение
Основная часть учителей предметников края ведет обучение по следующим учебникам для общеобразовательных учреждений Краснодарского края являются:
Согласно ст. 32 Федерального Закона «Об образовании» от 10 июля 1992 года N 3266-1 (с изменениями и дополнениями) к компетенции образовательного учреждения относится определение списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе.
При разработке рабочих программ и составлении календарно-тематического планирования необходимо руководствоваться письмом департамента образования и науки Краснодарского края от 6 апреля 2010 года № 47-3315/10-14 «О рекомендациях по формированию образовательной программы общеобразовательного учреждения», а также письмом департамента образования и науки Краснодарского края от 10.07.2012 № 47-10721/12-14 «Об учебных планах образовательных учреждений, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты общего образования в 2012-2013 учебном году».
Для образовательных учреждений края, являющимися пилотными площадками по внедрению ФГОС ООО рекомендованными являются учебники по физической культуре следующих авторов: В помощь учителю физической культуры в преподавании предмета и подготовке к итоговой аттестации выпущены следующие издания: 1. Сборник нормативных документов. Физическая культура /сост Э.Д Днепров, А.Г.Аркадьев. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006 . 2. Кузнецов А.А., Рыжаков М.В., Кондаков А.М.. Примерные программы основного общего образования. 2010 г. Просвещение. 3. Лях В. И. Программы общеобразовательных учреждений: комплексная программа по физическому воспитанию: 1–11 кл. / В. И. Лях, А. А. Зданевич; под общ. ред. В. И. Ляха. — 7-е изд. — М.: Просвещение, 2010. 4. Программы для учащихся специальной медицинской группы общеобразовательных учреждений. 1 —11 кл. / авт. — сост. А. П. Матвеев, Т. В. Петрова, Л. В. Каверкина. — 2-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2005. 5. Программа по физической культуре. Специальная медицинская группа1-11 классы / Авт. сост.: Т.В.Дараева и др.; под общ. ред.: М.Ю.Ушаковой.– М. Издательство «Глобус», 2010. (Образовательный стандарт). 6. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.П.Матвеева. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / А. П. Матвеев. – М.: Просвещение, 2011. – 63 с. Подробная информация о современных УМК по физической культуре (с аннотациями и справочным материалом) представлена на сайтах: 1. www.drofa.ru 2. www.prosv.ru 3. http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/6572
В соответствии с федеральным БУП и приказом департамента образования и науки Краснодарского края от приказ департамента образования и науки Краснодарского края от 18.07.2011 года № 3820 «О примерных учебных планах для общеобразовательных учреждений Краснодарского края» количество часов, предусмотренное для изучения физической культуры в 1-9 классах, следующее:
Количество часов, предусмотренное для изучения физической культуры в специальных медицинских группах в соответствии с федеральным БУП – 3 часа в неделю. Обращаем внимание, что дополнительные часы на изучение того или иного предмета могут быть добавлены из компонента общеобразовательного учреждения. 2.2. Среднее (полное) общее образование Современное программное обеспечение преподавания физической культуры в X-XI классах предполагает проведение трех часов физической культуры в неделю (104 урока в году). Анализ УМК, используемых в преподавании предмета в Краснодарском крае, показывает, что значительная часть педагогов-предметников ведёт обучение по УМК следующих авторов: Лях В.И., Зданевич А.А. Физическая культура (базовый уровень) 10-11. – М.: Просвещение. Подробная информация о современных УМК по физической культуре (с аннотациями и справочным материалом) представлена на сайтах: 1. www.drofa.ru 2. www.prosv.ru 3. http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/6572
3. Особенности преподавания физической культуры в 2012-2013 учебном году
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 июня 2011 г. № 1994 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" в объем недельной учебной нагрузки общеобразовательных учреждений всех видов и типов вводится третий час физической культуры. Содержание образовательных программ по предмету «Физическая культура» должно способствовать сохранению триединства: - Оздоровительное – ориентируется на целенаправленное укрепление здоровья обучающихся, углубленное развитие физических качеств и способностей, оптимизацию работоспособности и предупреждение заболеваемости. - Спортивное – характеризуется углубленным освоением обучающимися на ступени основного общего образования и среднего (полного) общего образования (базовый уровень) одного или нескольких видов спорта, предусмотренных образовательной программой основного и среднего (полного) образования по физической культуре (в том числе и национальных видов). - Общеразвивающее – ориентируется на расширенное и углубленное освоение обучающимися отдельных тем и разделов действующих примерных программ начального, основного и среднего (полного) образования.
4. Рекомендации по работе с одарёнными детьми в рамках преподавания предмета «Физическая культура» в 2012-2013 учебном году.
При работе с одарёнными детьми необходимо обратить внимание на: 1. Осуществление сотрудничества учителей общеобразовательных школ с тренерами-преподавателями спортивных школ с целью выявления и дальнейшего сопровождения детей, проявляющих способности в физической культуре и спорте. 2. Выявление и отбор детей из числа учащихся для участия во Всекубанской спартакиаде по игровым видам спорта «Спортивные надежды Кубани» и Всероссийских спортивных играх школьников «Президентские спортивные игры», привлекая особо одарённых учащихся, проявляющих способности в нижеперечисленных видах спартакиады и играх, с дальнейшим развитием этих способностей: · 1-4 классы – «Веселые старты», 5-6, 7-8, 9-11 классы – пионербол, баскетбол, гандбол, мини-футбол, настольный теннис, спортивный туризм; · Легкая атлетика, баскетбол, плавание, пулевая стрельба, туризм. Можно также осуществлять взаимодействие с Центром развития физической культуры спорта системы образования (г. Краснодар, ул. Бородина,21 тел. 2345070) 5. Предпрофильное обучение
Базисным учебным планом в IX классах в рамках предпрофильной подготовки введены элективные курсы (курсы по выбору). Примерный перечень тем элективных курсов профильного обучения: · «Методика преподавания основ теории и методики физического воспитания и спорта· «Фитнес»; · «Современные оздоровительные системы (спортивной направленности)»; · «Физическая культура как средство здорового образа жизни»; · «Основы избранного вида спорта»; · «Чирлидинг»; «Технико-тактические действия в избранном виде спорта». Учитель физической культуры вправе сам разработать тему курсов и рабочую программу. Учитывая важность проблемы формирования, укрепления и сохранения физического и психического здоровья учащихся через совершенствование организации образовательного процесса по предмету «Физическая культура» необходимо: - создавать в общеобразовательных учреждениях условия, обеспечивающие формирование, сохранение и укрепление физического и психического здоровья обучающихся средствами физической культуры и спорта; - создавать условия для обеспечения взаимодействия учебного и внеучебного процессов физического воспитания для освоения ценностей физической культуры, удовлетворения потребностей в занятиях физическими упражнениями, спортом и туризмом; - совершенствовать врачебно - педагогический контроль за организацией физического воспитания в образовательных учреждениях; - проводить объективизацию методов оценки и совершенствования физического и моторного развития обучающихся на основе учёта возрастных психофизиологических характеристик; - совершенствовать профилактику асоциального поведения обучающихся средствами физической культуры и спорта; - продолжить оснащение общеобразовательных учреждений современным учебно-спортивным оборудованием.
Интернет ресурсы: http://lib.sportedu.ru/Press/TPFK/2007N7/p59-60.htm http:// fizkultura-na5.ru
6. Использование оборудования для оснащения спортивных помещений в 2012-2013 учебном году
Перечень оборудования для оснащения кабинета содержится в письме Министерства образования и науки РФ от 1 апреля 2005г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений», приказе Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений», а также рекомендациях Министерства образования и науки РФ от 24 ноября 2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием». В целях исполнения поручения Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2011 года № ВП-П16-6917 «Об оснащении к 2014 году спортивных залов и сооружений общеобразовательных учреждений современным спортивным оборудованием и инвентарем» направляем для использования в работе письмо Минобрнауки РФ от 16.05.2012 г. № МД-520/19 с приложением «Примерный перечень и характеристики современного спортивного оборудования и инвентаря для оснащения спортивных залов и сооружений государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений» В целях повышения качества и эффективности преподавания трёх уроков физической культуры можем рекомендовать следующий перечень спортивного инвентаря и оборудования, которое позволит не только повысить мотивацию учащихся к занятиям физической культуры, но и добиться результатов в физическом развитии детей, а также позволит учителю выстраивать урок в различных вариациях: - для начальной школы: мячи (для прыжков, игровые большие, средние и малые, утяжелённые, поролоновые, массажные), гимнастические палки (в т.ч. гибкие), обручи, балансировочные дорожки и платформы (в т.ч. массажные), многофункциональные резиновые кольца, скакалки, конусы, разметки, лыжи на колёсиках, кольцебросы, мешочки для развития равновесия и прямохождения; - гимнастические коврики, маты, степ-платформы, амортизаторы (ленточные, трубчатые, восьмёркой, кольцом), гимнастические палки (в т.ч. гибкие), обручи, скакалки (большие и малые), шведские или канатные лестницы, канаты (для вертикального и горизонтального применения); - штанги разной конфигурации (гриф и блины в мягкой оболочке), гантели и гири разного веса (в мягкой оболочке), функциональные ролики; - гимнастические надувные мячи (в т.ч. массажные), балансировочные платформы (массажные полусферы, подушки, диски); - конусы, разметки разной конфигурации; - многофункциональные или комбинированные тренажеры; - мешочки с песком разной формы и конфигурации; - мячи для базовых видов спорта; Для плавательных бассейнов: доска для плавания, калабашки, мат плавающий детский, пояса и нарукавники для обучения плаванию, лопатки для создания сопротивления в воде. В календарно-тематическом планировании указывать использование учебного (спортивного) оборудования спортивного зала (спортивной площадки) и спортивного инвентаря при организации учебного занятия.
Заведующий кафедрой здоровьесберегающих технологий и эстетического образования В.А. Гуляева
Преподаватель кафедры, курирующий предмет О.М. Откидач
|