17.05.2013 № 47-7128/13-14
О рекомендациях по проведению экзамена ГИА-9 по физике в новой форме в 2013 году
С целью организации подготовки и проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений по физике в новой форме, в соответствии с материалами Федерального института педагогических измерений, направляем - рекомендации по проведению экзамена за курс основной школы по физике в новой форме (приложение № 1); - примерное руководство для специалистов по подготовке аудитории для проведения ГИА-9 по физике (приложение № 2); - примерная инструкция для специалиста по физике, участвующего в проведении ГИА-9 по физике (приложение № 3); - перечень комплектов оборудования для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по ФИЗИКЕ в новой форме (приложение № 4) - инструкцию по правилам безопасности труда для учащихся при проведении экзамена в кабинете физики (приложение № 5).
Министр Н.А. Наумова
М.Ф. Шлык 2317118
Приложение № 1 к письму министерства образования и науки от 17.05.2013 № 47-7128/13-14
Рекомендации по проведению государственной (итоговой) аттестации по ФИЗИКЕ за курс основной школы
Контрольные измерительные материалы ГИА-9 по физике содержат экспериментальное задание, которое выполняется выпускниками с использованием реального лабораторного оборудования. Поэтому экзамен проводится в кабинетах физики, в которых должен быть противопожарный инвентарь и медицинская аптечка. На экзамене разрешается использовать непрограммируемый калькулятор (на каждого ученика). Типовое электрооборудование кабинета физики должно обеспечивать лабораторные столы переменным напряжением с действующим значением 36-42В. При необходимости можно использовать другие кабинеты, отвечающие требованиям безопасного труда при выполнении экспериментальных заданий экзаменационной работы. В этом случае используются батарейные источники электрического тока. 1. Критерии проверки экспериментальных заданий требуют использования в рамках ГИА стандартизованного лабораторного оборудования. Перечень комплектов оборудования[1] для выполнения экспериментальных заданий составлен на основе типовых наборов для фронтальных работ по физике. Состав этих наборов отвечает требованиям надежности и требованиям к конструированию экспериментальных заданий банка экзаменационных заданий ГИА-9. 2. В аудитории при проведении экзамена используется 4 экзаменационных варианта и при этом предлагается 4 экспериментальных задания (как правило, используются задания по разным разделам курса физики основной школы и не более двух заданий по одному разделу). В зависимости от наполняемости аудитории (от 16 до 25 экзаменуемых) могут использоваться одновременно от 4 до 8 одинаковых комплектов оборудования. 3. Комплекты лабораторного оборудования для выполнения экспериментальных заданий формируются заблаговременно, до проведения экзамена. Для подготовки лабораторного оборудования в пункты проведения за 1-2 дня до экзамена сообщаются номера комплектов оборудования, которые будут использоваться на экзамене. Номера комплектов для каждого из экзаменационных дней приведены в Приложении 4. В Приложении 2 приведено примерное руководство для специалиста по подготовке аудитории к проведению ГИА по физике. 4. При отсутствии в пунктах проведения экзамена каких-либо приборов и материалов оборудование может быть заменено на аналогичное с другими характеристиками. В этом случае необходимо предоставить экспертам описание используемых на экзамене характеристик оборудования и внести изменения в критерии проверки. Целесообразно иметь бланк «Характеристика комплектов оборудования», в котором отражаются все необходимые изменения. Данный бланк вкладывается в конверт с экзаменационными работами и передаётся экспертам при проверке заданий с развёрнутым ответом. Примерная форма бланка и работа с ним отражены в руководстве по подготовке аудитории к экзамену (Приложение 2). 5. На экзамене присутствует специалист по физике (учитель физики), который обеспечивает экзаменуемых комплектами оборудования для выполнения экспериментальных заданий, проводит перед экзаменом инструктаж по технике безопасности и следит за соблюдением правил безопасного труда во время работы учащихся с лабораторным оборудованием. Примерная инструкция по технике безопасности приведена в Приложении 5. В случае нарушения экзаменуемым правил безопасного труда при выполнении экспериментального задания специалист по физике, участвующий в проведении экзамена, лишает экзаменуемого права выполнять экспериментальное задание. Примерная инструкция для специалиста по физике, участвующего в проведении ГИА по физике, приведена в Приложении 3. 6. Проверку заданий с развёрнутыми ответами осуществляют эксперты, которые являются специалистами-предметниками и прошли специальную подготовку для проверки заданий 2013 года по материалам ФИПИ. Задания с развёрнутым ответом проверяются в соответствии с предложенными критериями оценивания. При этом для экспериментальных заданий учитываются те изменения, которые могли быть внесены в критерии оценивания в результате изменений характеристик оборудования.
Начальник отдела общего образования О.А.Лозовая
Приложение № 2 к письму министерства образования и науки от 17.05.2013 № 47-7128/13-14
Примерное руководство для специалистов по подготовке аудитории для проведения ГИА-9 по физике
1. Контрольные измерительные материалы ГИА по физике содержат экспериментальное задание, которое выполняется выпускниками с использованием реального лабораторного оборудования. В аудитории при проведении экзамена используется 4 экзаменационных варианта и при этом предлагается 4 экспериментальных задания. В зависимости от наполняемости аудитории могут использоваться одновременно до 8 одинаковых комплектов оборудования. Общий перечень комплектов оборудования, используемых во все дни проведения экзамена, приведён в Приложении 2 к спецификации контрольных измерительных материалов ГИА 2013 г. по физике. 2. Для каждого из дней используется по 3-4 разных комплекта. Например, в аудитории на 16 экзаменуемых могут использоваться одновременно четыре комплекта №1, четыре комплекта №4 и восемь комплектов №5. Число комплектов оборудования для каждого дня проведения экзамена готовится исходя из численности экзаменующихся с некоторым превышением числа комплектов, так чтобы подготовленное количество комплектов было кратно 4. Например, требуется подготовить для одного из вариантов комплекты №1, для другого варианта – комплекты №4 и для оставшихся двух вариантов – комплекты №5. Планируется 10 учащихся, сдающихся экзамен в данной аудитории. В этом случае готовится 12 наборов оборудования: три комплекта №1, три комплекта №4 и шесть комплектов №5. Комплекты лабораторного оборудования для выполнения экспериментальных заданий формируются заблаговременно, за один-два дня до проведения экзамена. Для этого необходимо получить информацию о комплектах, которые планируются к использованию в день проведения экзамена. При замене какого-либо элемента оборудования на аналогичное с другими характеристиками необходимо внести соответствующие изменения в бланк «Характеристика комплектов оборудования». Внимание! При замене какого–либо элемента оборудования на аналогичное с другими характеристиками необходимо внести соответствующие изменения в образец выполнения задания. 3. Каждый комплект оборудования должен быть помещён в собственный лоток. Цилиндры из комплектов №1 и №2 и резисторы из комплекта №5 должны иметь обозначения, соответствующие перечню оборудования. Каждому конкретному комплекту присваивается код: первая цифра – номер данного вида комплектов в Перечне комплектов оборудования для проведения ГИА-9, вторая цифра – номер конкретного комплекта. Нумерация сквозная по виду комплектов в ОУ-ППЭ. Например: в ОУ-ППЭ учащиеся выполняют работу в 3-х аудиториях по 16 человек. Будет подготовлено 12 комплектов № 3. Их коды соответственно: № 3-1, № 3-2, № 3-3…, № 3-12. На каждом лотке с оборудованием указывается его код. Необходимо проверить работоспособность комплектов оборудования по электричеству и оптике! 4. После проверки работоспособности всех приготовленных для проведения экзамена комплектов оборудования рекомендуем заполнить бланк «Характеристика комплектов оборудования». Если комплект оборудования используется в стандартной комплектации, то в третьем столбце записывается «Изменений нет». Если же используются какие-либо измерительные приборы или оборудование с другими характеристиками, то в третьем столбце таблицы записываются соответствующие характеристики приборов и оборудования. Пример заполнения бланка приведён ниже. Данная форма может служить основанием для корректировки значений измерений после получения образцов решения для работы экспертов.
Характеристика комплектов оборудования ОУ- ППЭ № ____
Бланк «Характеристика комплектов оборудования» передается председателю (заместителю председателя) предметной комиссии по физике ТЭК.
Начальник отдела общего образования О.А. Лозовая
Приложение № 3 к письму министерства образования и науки от 17.05.2013 № 47-7128/13-14
Примерная инструкция для специалиста по физике, участвующего в проведении ГИА-9 по физике
Специалист по физике проверяет готовность аудитории к проведению экзамена: соблюдение условий безопасного труда, наличие комплектов оборудования и правильность заполнения бланка «Характеристика комплектов оборудования».
После проведения организатором инструкции о ходе экзамена, специалист по физике проводит инструктаж по технике безопасности.
Инструктаж имеет целью ознакомить учащихся с требованиями правильной организации и содержания рабочего места при выполнении экспериментального задания экзаменационной работы, с безопасными методами работы и правилами пользования защитными средствами, с возможными опасными моментами и правилами поведения при их возникновении. Инструктаж должен быть кратким, содержать чёткие и конкретные указания и в необходимых случаях сопровождаться показом правильных и безопасных приёмов выполнения работы. Примерная инструкция приведена в Приложении 5. Проведение инструктажа по правилам безопасности труда должно быть отражено в журнале[2].
После выдачи экзаменуемым текстов экзаменационных работ специалист по физике показывает каждому экзаменуемому на каком столе располагается индивидуальный комплект оборудования в соответствии с заданием его варианта.
Организатор просит учащихся внести номер комплекта в экзаменационную работу.
В процессе экзамена специалист по физике следит за соблюдением экзаменуемыми правил безопасности труда. В случае нарушения экзаменуемым правил безопасного труда при выполнении экспериментального задания специалист имеет право лишить экзаменуемого права выполнять экспериментальное задание. Организатор экзамена и специалист по физике фиксируют факт лишения экзаменуемого выполнять экспериментальное задание в специальном акте.
Сразу после окончания экзамена специалист по физике следит за тем, чтобы вместе с экзаменационными работами в пункт проверки был передан бланк «Характеристика комплектов оборудования». Председатель предметной комиссии по физике ТЭК корректирует значения измерений и указывает новые допустимые границы в «Образце выполнения задания». Для проверки экзаменационных работ эксперты получают критерии оценивания экспериментальных заданий с учетом внесенных изменений.
Начальник отдела общего
образования О.А.Лозовая
Приложение № 4 к письму министерства образования и науки от 17.05.2013 № 47-7128/13-14
Перечень комплектов оборудования для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по ФИЗИКЕ в новой форме 2013 год
Перечень комплектов оборудования, используемых при проведении экзамена в разные экзаменационные дни
Перечень комплектов оборудования для проведения ГИА-9
Каждый комплект сформирован для выполнения задания одним экзаменуемым. В аудитории при проведении экзамена используется четыре экзаменационных варианта и при этом предлагается четыре экспериментальных задания (два по механике и два по электричеству или оптике). Например, в аудитории на 16 экзаменуемых могут использоваться одновременно 4 комплекта № 1 (измерение плотности вещества), 4 комплекта № 4 (измерение коэффициента трения, исследование зависимости силы трения от веса тела), 8 комплектов № 5 (измерение сопротивления одного из резисторов, измерение мощности электрического тока, выделяемой на другом резисторе, и т.д.).
Начальник отдела общего
образования О.А. Лозовая Приложение № 5 к письму министерства образования и науки от 17.05.2013 № 47-7128/13-14
ИНСТРУКЦИЯ по правилам безопасности труда для учащихся при проведении экзамена в кабинете физики (перед выполнением экзаменационной работы ГИА-9 читает специалист по физике)
1. Будьте внимательны и дисциплинированны, точно выполняйте указания организатора в аудитории. 2. Не приступайте к выполнению работы без разрешения организатора. 3. Размещайте приборы, материалы, оборудование на своем рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание. 4. Перед выполнением работы внимательно изучите ее содержание и порядок выполнения. 5. Для предотвращения падения стеклянные сосуды (пробирки, колбы) при проведении опытов осторожно закрепляйте в лапке штатива. При работе с приборами из стекла соблюдайте особую осторожность. 6. При проведении опытов не допускайте предельных нагрузок измерительных приборов. 7. При сборке экспериментальных установок используйте провода (с наконечниками и предохранительными чехлами) с прочной изоляцией без видимых повреждений. Запрещается пользоваться проводником с изношенной изоляцией. 8. При сборке электрической цепи избегайте пересечения проводов. 9. Источник тока к электрической цепи подключайте в последнюю очередь. Собранную цепь включайте только после проверки и с разрешения организатора экзамена. 10. Не производите пересоединения в цепях до отключения источника электропитания. 11. Пользуйтесь инструментами с изолирующими ручками. 12. По окончании работы отключите источник электропитания, после чего разберите электрическую цепь. 13. Не уходите с рабочего места без разрешения организатора экзамена. 14. Обнаружив неисправность в электрических устройствах, находящихся под напряжением, немедленно отключите источник электропитания и сообщите об этом организатору в аудитории.
Начальник отдела общего образования О.А.Лозовая |