17.05.2013 № 47-7128/13-14

Подпись: Руководителю муниципального органа управления образованием 

 

 

 

О рекомендациях по проведению

экзамена ГИА-9 по физике

в новой форме в 2013 году

 

 

С целью организации подготовки и проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений по физике в новой форме, в соответствии с материалами Федерального института педагогических измерений, направляем

-       рекомендации по проведению экзамена за курс основной школы по физике в новой форме (приложение № 1);

-       примерное руководство для специалистов по подготовке аудитории для проведения ГИА-9 по физике (приложение № 2);

-       примерная инструкция для специалиста по физике, участвующего в проведении ГИА-9 по физике (приложение № 3);

-       перечень комплектов оборудования для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по ФИЗИКЕ в новой форме (приложение № 4)

-       инструкцию по правилам безопасности труда для учащихся при проведении экзамена в кабинете физики (приложение № 5).

 

 

 

Министр                                                                                         Н.А. Наумова

   

 

М.Ф. Шлык

2317118

 


 

    

Приложение № 1

к письму министерства

образования и науки

от 17.05.2013 № 47-7128/13-14

 

Рекомендации по проведению

государственной (итоговой) аттестации по ФИЗИКЕ

за курс основной школы

 

Контрольные измерительные материалы ГИА-9 по физике содержат экспериментальное задание, которое выполняется выпускниками с использованием реального лабораторного оборудования. Поэтому экзамен проводится в кабинетах физики, в которых должен быть противопожарный инвентарь и медицинская аптечка.

На экзамене разрешается использовать непрограммируемый калькулятор (на каждого ученика).

Типовое электрооборудование кабинета физики должно обеспечивать лабораторные столы переменным напряжением с действующим значением 36-42В.

При необходимости можно использовать другие кабинеты, отвечающие требованиям безопасного труда при выполнении экспериментальных заданий экзаменационной работы. В этом случае используются батарейные источники электрического тока.

1.                     Критерии проверки экспериментальных заданий требуют использования в рамках ГИА стандартизованного лабораторного оборудования. Перечень комплектов оборудования[1] для выполнения экспериментальных заданий составлен на основе типовых наборов для фронтальных работ по физике. Состав этих наборов отвечает требованиям надежности и требованиям к конструированию экспериментальных заданий банка экзаменационных заданий ГИА-9.

2.                В аудитории при проведении экзамена используется 4 экзаменационных варианта и при этом предлагается 4 экспериментальных задания (как правило, используются задания по разным разделам курса физики основной школы и не более двух заданий по одному разделу). В зависимости от наполняемости аудитории (от 16 до 25 экзаменуемых) могут использоваться одновременно от 4 до 8 одинаковых комплектов оборудования.

3.                Комплекты лабораторного оборудования для выполнения экспериментальных заданий формируются заблаговременно, до проведения экзамена. Для подготовки лабораторного оборудования в пункты проведения за 1-2 дня до экзамена сообщаются номера комплектов оборудования, которые будут использоваться на экзамене. Номера комплектов для каждого из экзаменационных дней приведены в Приложении 4. В Приложении 2 приведено примерное руководство для специалиста по подготовке аудитории к проведению ГИА по физике.

4.                При отсутствии в пунктах проведения экзамена каких-либо приборов и материалов оборудование может быть заменено на аналогичное с другими характеристиками. В этом случае необходимо предоставить экспертам описание используемых на экзамене характеристик оборудования и внести изменения в критерии проверки. Целесообразно иметь бланк «Характеристика комплектов оборудования», в котором отражаются все необходимые изменения. Данный бланк вкладывается в конверт с экзаменационными работами и передаётся экспертам при проверке заданий с развёрнутым ответом. Примерная форма бланка и работа с ним отражены в руководстве по подготовке аудитории к экзамену (Приложение 2).

5.                На экзамене присутствует специалист по физике (учитель физики), который обеспечивает экзаменуемых комплектами оборудования для выполнения экспериментальных заданий, проводит перед экзаменом инструктаж по технике безопасности и следит за соблюдением правил безопасного труда во время работы учащихся с лабораторным оборудованием. Примерная инструкция по технике безопасности приведена в Приложении 5. В случае нарушения экзаменуемым правил безопасного труда при выполнении экспериментального задания специалист по физике, участвующий в проведении экзамена, лишает экзаменуемого права выполнять экспериментальное задание.

Примерная инструкция для специалиста по физике, участвующего в проведении ГИА по физике, приведена в Приложении 3.

6.                Проверку заданий с развёрнутыми ответами осуществляют эксперты, которые являются специалистами-предметниками и прошли специальную подготовку для проверки заданий 2013 года по материалам ФИПИ. Задания с развёрнутым ответом проверяются в соответствии с предложенными критериями оценивания. При этом для экспериментальных заданий учитываются те изменения, которые могли быть внесены в критерии оценивания в результате изменений характеристик оборудования.

 

 

Начальник отдела общего образования                                      О.А.Лозовая

 


 

 

Приложение № 2

к письму министерства

образования и науки

от 17.05.2013 № 47-7128/13-14

 

Примерное руководство для специалистов

по подготовке аудитории для проведения ГИА-9 по физике

      

1.                Контрольные измерительные материалы ГИА по физике содержат экспериментальное задание, которое выполняется выпускниками с использованием реального лабораторного оборудования. В аудитории при проведении экзамена используется 4 экзаменационных варианта и при этом предлагается 4 экспериментальных задания. В зависимости от наполняемости аудитории могут использоваться одновременно до 8 одинаковых комплектов оборудования. Общий перечень комплектов оборудования, используемых во все дни проведения экзамена, приведён в Приложении 2 к спецификации контрольных измерительных материалов ГИА 2013 г. по физике.

2.                Для каждого из дней используется по 3-4 разных комплекта. Например, в аудитории на 16 экзаменуемых могут использоваться одновременно четыре комплекта №1, четыре комплекта №4 и восемь комплектов №5. Число комплектов оборудования для каждого дня проведения экзамена готовится исходя из численности экзаменующихся с некоторым превышением числа комплектов, так чтобы подготовленное количество комплектов было кратно 4. Например, требуется подготовить для одного из вариантов комплекты №1, для другого варианта – комплекты №4 и для оставшихся двух вариантов – комплекты №5. Планируется 10 учащихся, сдающихся экзамен в данной аудитории. В этом случае готовится 12 наборов оборудования: три комплекта №1, три комплекта №4 и шесть комплектов №5.

Комплекты лабораторного оборудования для выполнения экспериментальных заданий формируются заблаговременно, за один-два дня до проведения экзамена. Для этого необходимо получить информацию о комплектах, которые планируются к использованию в день проведения экзамена. При замене какого-либо элемента оборудования на аналогичное с другими характеристиками необходимо внести соответствующие изменения в бланк «Характеристика комплектов оборудования».

Внимание! При замене какого–либо элемента оборудования на аналогичное с другими характеристиками необходимо внести соответствующие изменения в образец выполнения задания.

3.                Каждый комплект оборудования должен быть помещён в собственный лоток. Цилиндры из комплектов №1 и №2 и резисторы из комплекта №5 должны иметь обозначения, соответствующие перечню оборудования.

Каждому конкретному комплекту присваивается код: первая цифра – номер данного вида комплектов в Перечне комплектов оборудования для проведения ГИА-9, вторая цифра – номер конкретного комплекта. Нумерация сквозная по виду комплектов в ОУ-ППЭ.

Например: в ОУ-ППЭ учащиеся выполняют работу в 3-х аудиториях по 16 человек. Будет подготовлено 12 комплектов № 3. Их коды соответственно: № 3-1, № 3-2, № 3-3…, № 3-12.

На каждом лотке с оборудованием указывается его код. Необходимо проверить работоспособность комплектов оборудования по электричеству и оптике!

4.                После проверки работоспособности всех приготовленных для проведения экзамена комплектов оборудования рекомендуем заполнить бланк «Характеристика комплектов оборудования». Если комплект оборудования используется в стандартной комплектации, то в третьем столбце записывается «Изменений нет». Если же используются какие-либо измерительные приборы или оборудование с другими характеристиками, то в третьем столбце таблицы записываются соответствующие характеристики приборов и оборудования. Пример заполнения бланка приведён ниже.

Данная форма может служить основанием для корректировки значений измерений после получения образцов решения для работы экспертов.

 

Характеристика комплектов оборудования

ОУ- ППЭ №  ____

 

Код комплекта

Состав комплекта № 1

Изменений нет/ Внесены изменения (указать какие)

№ 1-1

1)      весы рычажные с набором гирь

2)      измерительный цилиндр (мензурка) с пределом измерения 100 мл,
С = 1мл

3)      стакан с водой

4)      цилиндр стальной на нити
V = 20 см3, m = 156 г, обозначенный №1

5)      цилиндр латунный на нити
V = 20 см3, m = 170 г, обозначенный №2

 

2)      измерительный цилиндр (мензурка) с пределом измерения 250 мл, С = 2 мл

 

 

 

5) цилиндр алюминиевый на нити
V = 36 см3, m = 100 г, обозначенный №2

№ 1-2

1)      весы рычажные с набором гирь

2)      измерительный цилиндр (мензурка) с пределом измерения 100 мл,
С = 1мл

3)      стакан с водой

4)      цилиндр стальной на нити
V = 20 см3, m = 156 г, обозначенный №1

5)      цилиндр латунный на нити
V = 20 см3, m = 170 г, обозначенный №2

 

Изменений нет

№ 1-3

Код комплекта

Состав комплекта № 3

Изменений нет/ Внесены изменения (указать какие)

№ 3-1

 

 

№ 3-2

 

 

№ 3-3

 

Бланк «Характеристика комплектов оборудования» передается председателю (заместителю председателя) предметной комиссии по физике ТЭК.

 

Начальник отдела общего образования                                         О.А. Лозовая


 

 

Приложение № 3

к письму министерства

образования и науки

от 17.05.2013 № 47-7128/13-14

 

Примерная инструкция для специалиста по физике,

участвующего в проведении ГИА-9 по физике 

 

Специалист по физике проверяет готовность аудитории к проведению экзамена: соблюдение условий безопасного труда, наличие комплектов оборудования и правильность заполнения бланка «Характеристика комплектов оборудования».

 

После проведения организатором инструкции о ходе экзамена, специалист по физике проводит инструктаж по технике безопасности.

 

Инструктаж имеет целью ознакомить учащихся с требованиями правильной организации и содержания рабочего места при выполнении экспериментального задания экзаменационной работы, с безопасными методами работы и правилами пользования защитными средствами, с возможными опасными моментами и правилами поведения при их возникновении. Инструктаж должен быть кратким, содержать чёткие и конкретные указания и в необходимых случаях сопровождаться показом правильных и безопасных приёмов выполнения работы. Примерная инструкция приведена в Приложении 5. Проведение инструктажа по правилам безопасности труда должно быть отражено в журнале[2].

 

После выдачи экзаменуемым текстов экзаменационных работ специалист по физике показывает каждому экзаменуемому на каком столе располагается индивидуальный комплект оборудования в соответствии с заданием его варианта.

 

Организатор просит учащихся внести номер комплекта в экзаменационную работу.

- Вам выделен комплект оборудования для выполнения экспериментального задания. Индивидуальный комплект обозначен цифрой и буквой.

Запишите в экзаменационной работе на странице 3 под шифром:  «Используется комплект №…»  

 

Например:

 

ГИА-9. Физика                                                                                  Вариант 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используется комплект № 5-2

 

 

  

В процессе экзамена специалист по физике следит за соблюдением экзаменуемыми правил безопасности труда. В случае нарушения экзаменуемым правил безопасного труда при выполнении экспериментального задания специалист имеет право лишить экзаменуемого права выполнять экспериментальное задание. Организатор экзамена и специалист по физике фиксируют факт лишения экзаменуемого выполнять экспериментальное задание в специальном акте.

 

Сразу после окончания экзамена специалист по физике следит за тем, чтобы вместе с экзаменационными работами в пункт проверки был передан бланк «Характеристика комплектов оборудования».

Председатель предметной комиссии по физике ТЭК  корректирует значения измерений и указывает новые допустимые границы в «Образце выполнения задания». Для проверки экзаменационных работ эксперты получают критерии оценивания экспериментальных заданий с учетом внесенных изменений.

 

 

 

Начальник отдела общего образования                                         О.А.Лозовая
 

Приложение № 4

к письму министерства

образования и науки

от 17.05.2013 № 47-7128/13-14

 

Перечень комплектов оборудования для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по ФИЗИКЕ в новой форме

2013 год

 

Перечень комплектов оборудования,

используемых при проведении экзамена в разные экзаменационные дни

31 мая 2013

7 июня 2013

№4

№5

№5

№8 (неподвижный блок)

 

№2

№3

№5

№7

 

Перечень комплектов оборудования для проведения ГИА-9

Наборы лабораторные «L-микро»

Комплект «ГИА-лаборатория»

Комплект № 2

• динамометр с пределом измерения 4 Н    (С = 0,1 Н)

• стакан с водой

• цилиндр стальной на нити V = 20 см3,      m = 156 г, обозначить № 1

• цилиндр латунный на нити V = 20 см3,     m = 170 г, обозначить № 2

• динамометр с пределом измерения 1 Н      (С = 0,02 Н)

• стакан с водой

• пластиковый цилиндр на нити V = 56 см3, m = 66 г, обозначить № 1

• цилиндр алюминиевый на нити V = 36 см3, m = 99 г, обозначить № 2

Комплект № 3

• штатив лабораторный с муфтой и лапкой

• пружина жесткостью (40±1) Н/м

• 3 груза массой по (100±2) г

• динамометр школьный с пределом измерения 4 Н (С = 0,1 Н)

• линейка длиной 200–300 мм с миллиметровыми делениями

• штатив лабораторный с муфтой и лапкой

• пружина жесткостью (50±2) Н/м

• 3 груза массой по (100±2) г

• динамометр школьный с пределом измерения 5 Н (С = 0,1 Н)

• линейка длиной 300 мм с миллиметровыми делениями

Комплект № 4

• каретка с крючком на нити

m = 100 г

• 3 груза массой по (100±2) г

 динамометр школьный с пределом

измерения 4 Н (С = 0,1 Н)

 направляющая (коэффициент

трения каретки по направляющей

приблизительно 0,2)

• брусок с крючком на нити m = 50 г

• 3 груза массой по (100±2) г

• динамометр школьный с пределом

измерения 1 Н (С = 0,02 Н)

• направляющая (коэффициент

трения бруска по направляющей

приблизительно 0,2)

Комплект № 5

• источник питания постоянного тока 4,5 В

• вольтметр 0–6 В, С = 0,2 В

• амперметр 0–2 А, С = 0,1 А

• переменный резистор (реостат), сопротивлением 10 Ом

• резистор, R1 = 12 Ом, обозначаемый R1

• резистор, R2 = 6 Ом, обозначаемый R2

• соединительные провода, 8 шт.

• ключ

• рабочее поле

• источник питания постоянного тока 5,4 В

• вольтметр двухпредельный: предел измерения – 3 В, С = 0,1 В; предел измерения – 6 В, С = 0,2 В

• амперметр двухпредельный: предел измерения – 3 А , С = 0,1 А; предел измерения – 0,6 А, С = 0,02 А

• переменный резистор (реостат), сопротивлением 10 Ом

• резистор R5 = 8,2 Ом, обозначить R1

• резистор, R3 = 4,7 Ом, обозначить R2

• соединительные провода, 8 шт.

• ключ

• рабочее поле

Комплект № 7

• штатив с муфтой и лапкой

• метровая линейка (погрешность – 5 мм)

• шарик с прикрепленной к нему нитью длиной 110 см;

• часы с секундной стрелкой (или секундомер)

• штатив с муфтой и лапкой

• специальная мерная лента с отверстием или нить

• груз массой 100±2 г

• электронный секундомер (со специальным модулем, обеспечивающим работу секундомера без датчиков)

Комплект № 8

• штатив с муфтой

• рычаг

• блок подвижный

• блок неподвижный

• нить

• 3 груза массой по 100±2 г

• динамометр школьный с пределом

измерения 4 Н (С = 0,1 Н)

• линейка длиной 200–300 мм с

миллиметровыми делениями

• штатив с муфтой

• рычаг

• блок подвижный

• блок неподвижный

• нить

• 3 груза массой по 100±2 г

• динамометр школьный с пределом

измерения 5 Н (С = 0,1 Н)

• линейка длиной 300 мм с миллиметровыми делениями

 

Каждый комплект сформирован для выполнения задания одним экзаменуемым. В аудитории при проведении экзамена используется четыре экзаменационных варианта и при этом предлагается четыре экспериментальных задания (два по механике и два по электричеству или оптике).

Например, в аудитории на 16 экзаменуемых могут использоваться одновременно 4 комплекта № 1 (измерение плотности вещества), 4 комплекта № 4 (измерение коэффициента трения, исследование зависимости силы трения от веса тела), 8 комплектов № 5 (измерение сопротивления одного из резисторов, измерение мощности электрического тока, выделяемой на другом резисторе, и т.д.).

 

  

Начальник отдела общего образования                                       О.А. Лозовая
 

Приложение № 5

к письму министерства

образования и науки

от 17.05.2013 № 47-7128/13-14

 

ИНСТРУКЦИЯ

по правилам безопасности труда для учащихся

при проведении экзамена в кабинете физики

(перед выполнением экзаменационной работы ГИА-9 читает специалист по физике)

 

1. Будьте внимательны и дисциплинированны, точно выполняйте указания

организатора в аудитории.

2. Не приступайте к выполнению работы без разрешения организатора.

3. Размещайте приборы, материалы, оборудование на своем рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.

4. Перед выполнением работы внимательно изучите ее содержание и порядок

выполнения.

5. Для предотвращения падения стеклянные сосуды (пробирки, колбы) при проведении опытов осторожно закрепляйте в лапке штатива. При работе

с приборами из стекла соблюдайте особую осторожность.

6. При проведении опытов не допускайте предельных нагрузок измерительных

приборов.

7. При сборке экспериментальных установок используйте провода (с наконечниками и предохранительными чехлами) с прочной изоляцией без видимых повреждений. Запрещается пользоваться проводником с изношенной изоляцией.

8. При сборке электрической цепи избегайте пересечения проводов.

9. Источник тока к электрической цепи подключайте в последнюю очередь.

Собранную цепь включайте только после проверки и с разрешения организатора экзамена.

10. Не производите пересоединения в цепях до отключения источника

электропитания.

11. Пользуйтесь инструментами с изолирующими ручками.

12. По окончании работы отключите источник электропитания, после чего

разберите электрическую цепь.

13. Не уходите с рабочего места без разрешения организатора экзамена.

14. Обнаружив неисправность в электрических устройствах, находящихся под

напряжением, немедленно отключите источник электропитания и сообщите об

этом организатору в аудитории.

 

 

Начальник отдела общего образования                                         О.А.Лозовая


 

[1] Перечень комплектов оборудования приведен в Приложении 2 к спецификации контрольных измерительных материалов ГИА 2013 г. по физике.

[2] Используется журнал инструктажа по правилам безопасности труда кабинета физики, в котором проводится экзамен.