МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛЫ № 14 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УСТЬ-ЛАБИНСКИЙ РАЙОН
Программа развития школы на 2011 – 2015 годы
ст. Тенгинская -2011 год
СОДЕРЖАНИЕ. 1. Паспорт Программы развития школы. 2. Информационная справка. 3. Проблемный анализ состояния школы. 4. Формирование концепции школы «Школа ключевых компетенций». 5. Стратегия и тактика перевода школы в желаемое состояние. 6. План действий по реализации программы 7. Управление процессом реализации программы. 8. Организация и контроль за выполнением программы. 9. Ожидаемые результаты
1. Паспорт
Исполнители Программы. Администрация, педагогический коллектив школы, ученический коллектив, родительская общественность, социальные партнеры школы Научно-методические основы Программы. При подготовке Программы учитывались цели, концептуальные положения и идеи, имеющиеся в реализуемых школой образовательных программах. Программа разработана в соответствии с основными положениями Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»; федеральной Программой развития образования; законом Российской Федерации «Об образовании». Программа составлена на основе анализа имеющихся условий и ресурсного обеспечения с учетом прогноза о перспективах их изменений.
Цели и задачи Программы. Цель: создание воспитательно-образовательной среды, способствующей формированию у школьников гражданской ответственности, духовности, культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
· обеспечение безопасности образовательного учреждения и здоровья детей Ожидаемые результаты Программы: · качественное обновление содержания обучения и воспитания обучающихся; · повышение профессионального мастерства и качества труда педагогических работников; · - повышение качества знаний; · создание условий, обеспечивающих охрану жизни, сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование их здорового образа жизни; · развитие материально-технической базы; Срок действия Программы. 2011-2015 гг. Структура Программы. · Информационная справка. · Проблемный анализ состояния школы. · Формирование концепции школы. · Стратегия и тактика перевода школы в желаемое состояние. · План действий по реализации программы · Описание реализации Программы развития. · Ожидаемые результаты. Ресурсное обеспечение реализации Программы. Учреждение обеспечено кадровыми, методическими, материально-техническими и финансовыми ресурсами, необходимыми для реализации программы.
Объём и источники финансирования Программы. Бюджетное и внебюджетное финансирование. Федеральный бюджет, добровольные пожертвования.
Порядок мониторинга хода и результатов реализации Программы. Внутренний мониторинг проводит администрация. Результаты обсуждаются один раз в полгода. Программа реализуется путем проведения мероприятий в соответствии с основными направлениями.
2.Информационная справка. 1.1 Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 14 муниципального образования Усть-Лабинский район 1.2.Юридический адрес: РФ, Краснодарский край, Усть-Лабинский район, ст. Тенгинская, ул. Ленина, 28 Телефон / Факс: 8(86135)56-3-44 Адрес электронной почты: school14@uslab.kubannet.ru 1.3. Учредители: Управление образованием администрации муниципального образования Усть-Лабинский район. В 1881 году была основана наша школа. В этом году сход станицы принял решение построить новое здание школы, т. к. до этого времени работали две небольшие школы: церковноприходская с одним годом обучения и школа для детей казаков. В 1910 году вступило в строй новое здание школы. В 1968 году было выстроено новое двухэтажное здание – средняя школа № 14. В здании старой школы обучаются учащиеся 1-4 классов и находится школьный музей. Количество классных комнат (включая учебные кабинеты и лаборатории) – 17 Проектная мощность 382 ученических мест. Имеется спортивный зал – 145,5 м2, столовая – 80 посадочных мест. 1.4. Количество обучающихся - 203 1.5. Численность педагогического персонала - 15 1.6. Численность управленческого персонала (администрации) - 4 1.7. Численность вспомогательного, обслуживающего и технического персонала - 10 1.9. Ресурсная база - обеспеченность учебными площадями (на 1 обучаемого) – 9,4 м2. - обеспеченность площадями для спортивно-оздоровительной работы (на 1 обучаемого) – 1,7 м2. - оснащенность компьютерной техникой (количество учащихся на персональный компьютер) – начальная школа - 1 (100% обеспеченность) - вторая и третья ступень – 0,5 В школе работает квалифицированный и стабильный педагогический коллектив. Учитывая высокий уровень профессионализма и мотивации к участию в инновационной деятельности педагогов учреждения, в организации методической работы приоритеты отданы таким формам, как проблемный педагогический совет, предметные и методические недели, открытые уроки а) по уровню образования
б) по стажу работы
в) по квалификационным категориям
Особенности управления школой. Административное управление осуществляют директор и его заместители. Основной функцией директора школы является координация усилий всех участников образовательного процесса через Управляющий совет, педагогический совет, Совет старшеклассников. Управление школой осуществляется в соответствии с законодательством Российской федерации и Уставом школы на основе принципа гласности, открытости, демократии и самоуправления. Коллективным органом общественно-профессионального самоуправления является педагогический совет. В управление школой включен орган ученического самоуправления - Совет старшеклассников. Непосредственное управление школой осуществляет директор.
3. Проблемный анализ состояния школы. Проблемы школы: - с одной стороны, деятельность школы оценивается по результатам участия в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, а с другой- далеко не каждый ученик способен в них участвовать, а школа должна обеспечить успешность каждому ученику; - сокращение числа обучающихся на III ступени не даёт возможность вести профильное обучение; - требуется, чтобы выпускник школы свободно владел знаниями и умениями для осуществления познавательной деятельности, проявлял творческую активность, обладал потребностью применять знания на практике и способностью сознательно выбирать собственную позицию- с другой стороны, школа недостаточно обеспечивает подготовку выпускника с данными качествами, что не отвечает и потребностям общества; - анализ ресурсного обеспечения выявил разрыв между уровнем профессиональной подготовки педагогических кадров и требуемой профессиональной компетентностью педагогов. Для работы в режиме информатизации, учителям, имеющим солидный педагогический стаж, трудно перестроить себя на работу в новых условиях, применения информационных технологий, требуется индивидуальная работа со стороны администрации школы с этими членами педагогического коллектива в этом направлении; - есть определённый процент родителей, равнодушных к образованию своих детей, не участвующих в делах школы, а также, которые негативно влияют на воспитание и развитие своих детей. Причины проблем: - изменение социально- экономической ситуации в Российской Федерации, политики государства по приоритетам образования; - изменение образовательных потребностей социума, рынка труда, родителей обучающихся по сравнению с предыдущим периодом образовательной деятельности школы. Поэтому приоритетными направлениями развития школы являются: - в отношении обучающихся - подготовка выпускников к жизни в семье и обществе, качественная подготовка к ЕГЭ, поддержка мотивации учения, сохранение и преумножение традиций патриотического и нравственно- эстетического воспитания , формирование ключевых компетенций ; - в отношении педагогического коллектива- повышение квалификации педагогов, внедрение в учебно - воспитательный процесс современных образовательных технологий, в том числе информационных; здоровьесбережение всех участников образовательного процесса. 4. Формирование концепции школы Характеристика требований социума к образовательным услугам школы Существует острая потребность в образовательном учреждении на селе, которое смогло бы бережно хранить нравственные ценности, воспитывать в детях высокие духовные потребности, любовь и уважение к прошлому своего села, своих земляков. Но наряду с этим одной из главных задач школы является удовлетворение образовательных запросов обучающихся и их родителей через повышение качества образования. В интересах социального развития села необходимо, с одной стороны, естественная включённость учителей и обучающихся в различные сферы сельской жизни (производственную, социальную, культурную), а с другой стороны – включённость жителей в процесс образования детей и их социальной защиты через государственно- общественные формы управления. Стратегической целью образовательной деятельности школы является создание условий для воспитания жизнеспособной личности, адаптированной к современной социально- экономической реальности при имеющихся общественных отношениях в сельском социуме. Отличительной особенностью школы является: - опыт общения детей ограничен численностью; - сельский школьник более приближен к природной среде, что положительно влияет на формирование личности; - ограничены возможности для развития художественных, музыкальных способностей, занятий различными видами спорта; - на селе сохраняется более низкий уровень образования родителей, следовательно, более низкий уровень культуры взрослых, которые окружают ребёнка, что сказывается на развитии способностей, уровня знаний и кругозоре детей. Деятельность школы предполагает инновационные направления педагогической работы: -создание единого образовательного и воспитательного пространства, позволяющего системно и целенаправленно заниматься воспитанием ребёнка с детского сада до окончания средней школы: - дифференциация и индивидуализация, рассчитанные на разноуровневый подход к обучению школьников. За последние годы в школе накоплен положительный опыт изменений, которые дали возможность сделать шаг вперёд: продуктивная работа над методическими темами, опыт проведения педсоветов в нетрадиционной форме, работа по сохранению здоровья обучающихся, взаимодействие школы с родителями. Основными направлениями школы являются: - использование информационных технологий в учебно- воспитательном процессе; - создание единого образовательного и воспитательного пространства, позволяющего системно и целенаправленно заниматься воспитанием ребёнка в условиях сельского социума; - сохранение и укрепление здоровья. Оснащение школы даёт возможность использовать на уроках новейшие технологии. В соответствии с лицензией школа реализует следующие образовательные программы: - начального общего образования; - основного общего образования; - среднего (полного) общего образования. Школа активно реализует такие формы внешних связей на уровне района: - участие педагогов школы в различных проектах; - участие обучающихся и педагогов в конкурсах и соревнованиях различного уровня. Принципами, лежащими в основе деятельности системы управления школой, являются: - коллегиальность в управлении в сочетании с единоначалием и персональной ответственностью каждого члена педагогического коллектива; - моральное и материальное стимулирование творчески работающих учителей; - принцип «ответственного участия» в процессе принятия решений. Концепция перспективного развития школы Концепция как общий образ школы возникает при анализе социального заказа, существующей ситуации в школе, то есть выявления «факторов риска», «факторов развития», которые уже на сегодняшний момент имеются в школе: - сложившиеся традиции в обучении, развитии и воспитании обучающихся; - кадровый потенциал, обладающий необходимым уровнем преподавания и способный к творческой поисковой работе; - определённый контингент обучающихся, стремящийся к получению знаний и умений на более современном уровне. Главная идея, положенная в основу концепции- формирование компетентной, духовно- нравственной личности, способной к самоопределению в обществе через взаимодействие с субъектами внешней среды. Стратегическая цель - адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, различному уровню содержания обучения, условиям развития школы в целом путём введения в учебно - воспитательный процесс активных методик обучения и воспитания, диагностики уровня усвоения знаний, умений и навыков, создание условий для максимального раскрытия творческого потенциала учителя, комфортных условий для развития личности ребёнка. Главная ценность - сам ребёнок, культура, система процесса взаимодействия в обществе, обеспечивающая вхождение индивидуума в это общество. Поэтому учителям необходимо: - изучить, раскрыть индивидуальные особенности каждого ученика, определить образовательную структуру, в рамках которой индивидуальность может развиваться наиболее оптимально; - создать наиболее благоприятные условия для индивидуального развития каждого ребёнка; -оказать обучающимся помощь в изучении собственных индивидуальных возможностей, интересов, в выборе способа удовлетворения образовательных потребностей в школе, в том числе потребностью в использовании ИКТ; - обеспечить пропаганду педагогических знаний и индивидуальную педагогическую помощь родителям. Программа предусматривает развитие следующих качеств выпускника школы: -самореализация в условиях возросшей свободы экономического, политического, мировоззренческого выбора ; - оптимальный объём усвоенных знаний и умений; - любовь к своей семье, школе, селу, краю, России; - предпочтение здорового образа жизни. Таким образом, создаётся модель выпускника: - познавательный потенциал- наличие желания и готовности продолжать обучение после школы, потребность в изучении избранной области научных знаний, самостоятельное добывание новых знаний; - коммуникативный потенциал- владение умениями и навыками культуры общения, способностью поддерживать эмоционально- устойчивое поведение в кризисной, жизненной ситуации; - физический потенциал- стремление к физическому самосовершенствованию. Модель педагога: - глубокое знание своего предмета; - профессиональная компетентность в условиях модернизации образования; - владение разными технологиями преподавания своего предмета; - способность к самосовершенствованию и саморазвитию; - любовь к детям; - толерантность; - инициативность и самостоятельность; - мобильность; - коммуникабельность. Миссия школы заключается в следующем: 1. Обеспечение условий получения основного общего и среднего (полного) общего образования каждому ученику на максимально возможном и качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями личности. 2. Содействие в адаптации ученика к условиям жизни, к реалиям общественного развития, его профессиональному самоопределению, удовлетворение образовательных потребностей обучающихся и родителей. 5. Стратегия и тактика перевода школы в желаемое состояние. Исходя из выявленных проблем, выдвигаются следующие группы задач, связанные с дальнейшим развитием школы 5.1. Оптимальная организация учебно- воспитательного процесса
Общее образование - обеспечение участия в экспериментах по совершенствованию структуры, содержания и технологии общего образования в рамках развития образования в районе, области; - внедрение инновационных образовательных технологий и принципов организации учебного процесса в практику деятельности общеобразовательного учреждения с использованием современных информационных технологий; - обеспечение интеллектуального развития детей путём участия в фестивалях, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях; - конкретная помощь обучающемуся со стороны педагогического коллектива в правильном выборе дальнейшего образования. 5.2.Воспитание школьников и дополнительное образование - совершенствование воспитательной системы образовательного учреждения; - совершенствование системы профилактики социальных рисков детства; - выявление реальных потребностей обучающихся, трансформирование этих потребностей в содержание деятельности; - внедрение в практику критериев оценки качества и результативности воспитательной деятельности. 5.3. Формирование физически здоровой личности - укрепление физического, психического здоровья обучающихся через включение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий; - совершенствование материально- технической базы для организации качественного образовательного процесса; - координирование действий школы и семьи в организации различных форм работы по пропаганде здорового образа жизни, формирование стереотипов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья; - организация мониторинга состояния физического здоровья детей. 5.4. Кадры - создание условий для творческой работы и роста профессионального мастерства учителей через курсовую переподготовку; - совершенствование системы стимулирования творчески, активно работающих учителей; - совершенствование методической работы, формирование нового профессионального мышления; - обеспечение современными программными и научно- методическими пособиями, необходимыми для модернизации образования. 5.5. Создание условий для комплексной безопасности обучающихся и воспитанников - подготовка педагогического коллектива и обучающихся по вопросам личной и коллективной безопасности; - совершенствование системы взаимодействия с правоохранительными органами при проведении массовых мероприятий; - предупреждение преступлений и проведение профилактических мер среди обучающихся; - целенаправленная работа с родительской общественностью о возросшей необходимости повышения ответственности и активности их в деле воспитания у детей соблюдения норм общественного поведения и требований безопасности. 5.6. Внеурочная деятельность - способствовать созданию и укреплению национальных и местных традиций, обеспечить связь воспитательной деятельности школы с делами и заботами своего села, расширение краеведческой работы, поисковой деятельности; - проводить диагностическое обследование с целью изучения интересов и потребностей детей в создании кружков, секций; - создавать ситуацию выбора для изучения педагогами интересов и потребностей обучающихся, для осознания детьми своих возможностей, а также своего ролевого участия на содержательном , организаторском, коммуникативном уровнях; - организовать подготовку к сознательному выбору профессии(самотестирование, создание ситуаций, профессиональных проб); - развивать самоуправление в ученическом коллективе: работа актива школы, использование методики чередования поручений, повышение роли актива детей в организации учебной и внеурочной деятельности. 5.7. Расширение связей с окружающим миром, преодоление дефицита общения сельских школьников в рамках образовательного процесса - совершенствовать формы организации образовательного процесса: проведение уроков, занятий старшими обучающимися для младших, проведение разновозрастных уроков с интенсивным общением (работа в парах, группах, защита проектов, организация игровых занятий, соревнований), творческих отчётов, театрализованных представлений, выполнение творческих исследовательских заданий с привлечением родителей, жителей села; - привлекать специалистов для проведения внеклассной работы (работников СДК, библиотеки); - организовать совместную внеурочную деятельность детей разного возраста: проведение общешкольных дел, создание разновозрастных временных и постоянных объединений для повседневной работы и проведения общешкольных дел. 5.8. Материально- техническая база Материально- техническая база - необходимое условие функционирования образовательного учреждения и реализации программы развития. Дальнейшее совершенствование материально- технического обеспечения образовательного учреждения и его структурных подразделений современным учебным и спортивным оборудованием, информационно- техническими средствами будет способствовать качественному решению тех задач, которые стоят перед образовательным учреждением.
6. План действий по реализации программы
7. Управление процессом реализации программы
8. Организация и контроль за выполнением программы Координация и контроль за выполнением Программы администрация школы оставляет за собой: - анализирует ход выполнения плана, действий по реализации Программы и вносит предложения на педагогический совет по его коррекции, - осуществляет информационное и методическое обеспечение реализации Программы; - осуществляет тематический, текущий, персональный и предупредительный контроль за деятельностью учителей и обучающихся в рамках своих компетенций.
9. Ожидаемые результаты.
Кроме того, будет обеспечено выравнивание доступа к получению качественного образования за счет распространения различных моделей образования детей с целью обеспечения равных стартовых возможностей для последующего обучения. Оценка результатов программы. Оценка результатов реализации программы будет осуществляться с помощью различных методов: · экспертная оценка результатов деятельности (внутренними и внешними экспертами); · социологические опросы учащихся, педагогов и родителей; · анализ результатов единого государственного экзамена, олимпиад, конкурсов.
|