«Утверждена»
Решение педагогического совета
протокол № от 08 г.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
муниципального общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №14
станицы Тенгинской муниципального образования
Усть-Лабинский район
на 2008-2012 г.г.
Январь 2009 г.
Содержание
Введение (паспорт программы развития школы)………………………………. |
|
1.Информационная справка о школе (здоровье, безопасность)…………… |
|
2.Концепция развития школы…………………………………………………. |
|
2.1.Обоснование программируемых изменений………………………...… |
|
2.2.Научно-методические основы……………………………………………. |
|
2.3.Стратегия развития……………………………………………………….. |
|
2.4.Приоритетные направления………………………………………………. |
|
Совершенствование образовательного процесса (программы, технологии, доступность, конкурсы)………………… |
|
Развитие дополнительного образования…………………………….. |
|
Развитие демократизации системы внутришкольного управления... |
|
Развитие системы работы школы с родителями…………………….. |
|
Совершенствование безопасных условий жизнедеятельности в школе………………………………………………………….……… |
|
2.5. Этапы реализации Программы |
|
2.6.Тактический план реализации Программы……………………………… |
|
3. Механизм реализации Программы………………...………………………. |
|
3.1.Ресурсное обеспечение…………………………………..………..………. |
|
3.2.Управление Программой и контроль за ходом ее реализации………..... |
|
3.3.Финансово-экономическое обеспечение...………………………………. |
|
4.Ожидаемые результаты и оценка эффективности реализации Программы ………………………………………………………………………. |
|
5.Приложения…………………………………………………………………….. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Паспорт Программы развития школы
Программа развития школы – нормативно-правовой документ, представляющий систему современных взглядов, принципов и приоритетов развития школы.
Программа разработана в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, федеральными законами «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка», «Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике», Национальной доктриной образования в Российской Федерации от 04.10.200 г.
Наименование Программы – Программа развития муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 14 станицы Тенгинской муниципального образования Усть-Лабинский район на 2008-2012 г.г.
Основание для принятия решения о разработке Программы
1. Закон РФ «Об образовании».
2. Конвенция о правах ребёнка.
3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
4. Образовательная программа департамента образования и науки
Краснодарского края.
Период и этапы реализации программы
Программа рассчитана на поэтапную реализацию в течение 2009–2013 годов.
Настоящей Программой предусматривается реализация следующих основных этапов:
1 этап - Подготовительный этап (2009 – 2010 гг.), включающий организационную, диагностическую и прогностическую деятельность:
- определение стратегических и тактических целей и задач школы;
- переход на обучение по новым программам БУП-2004 года;
- мониторинг основных результатов работы школы;
- итоговая аттестация учащихся 9-х классов в новой форме по математике и русскому языку.
2 этап - Основной этап (2011-2012 гг.), включающий реализацию, анализ и обобщение результатов работы и экспериментальной деятельности:
- переход образовательного учреждения в новое качественное состояние;
- переход к обучению по новым программам БУП-2004 года 1, 2, 3, 5, 6, 10 класса;
- участие в приоритетном национальном проекте «Образование»;
- поиск оптимальных вариантов реализации социальных проектов.
3 этап – Обобщающий (2013-2014 гг.):
- анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития школы.
Цель Программы – разработка стратегии и тактики развития школы, направленных на решение социальных и государственных проблем в деле воспитание личности как субъекта творческой деятельности.
Задачи:
1. Выявление перспективных направлений развития школы и моделирование ее нового качественного состояния.
2. Разработка условий для реализации инновационных образовательных программ, интегрирующих ценности и цели всех субъектов педагогического процесса.
3. Создание эффективной, постоянно действующей системы непрерывного образования педагогов и учащихся, самопроектирования школой стратегии развития.
Ожидаемые конечные результаты:
1. Повышение качества образования и воспитания, что обеспечит повышение уровня конкурентоспособности и мобильности выпускников школы
2. Повышение профессионализма и компетентности педагогов школы, через непрерывное развитие экспериментальной и инновационной деятельности.
Разработчики Программы: педагогический коллектив МОУ СОШ №14
под руководством директора школы Г.Н.Сальниковой.
Ответственные: заместитель директора по УВР Гургуцова Н.Н.
Сайт школы в Интернете: school14ustlab.narod.ru
Настоящая Программа является стратегическим документом, определяющим пути и основные направления развития МОУ СОШ № 14 станицы Тенгинской на 2009–2012 гг. Данная программа разработана в соответствии с Законом РФ “Об образовании”, “Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года” (Распоряжение правительства РФ от 29.12.2001 г.1756-р), “Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования”, (утвержденной приказом МО России №» 2783 от 18.07.2002). Программа развития опирается на “Программу социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу 2005-2008 годы”, где в частности в разделе 2.1.1. – модернизация образования отмечена задача: “Осуществить модернизацию школьного образования”, в “Федеральной целевой программе развития образования“, имеющей в качестве основной цели – “создание условий для повышения качества человеческого капитала и конкурентоспособности страны”, достигаемой посредством решения задач:
1. совершенствование содержания и технологий образования (организационных форм);
2. развитие системы обеспечения качества образовательных услуг;
3. повышение эффективности управления;
4. совершенствование экономических механизмов.
Развитие образования начала XXI века обусловлено, прежде всего, переходом к постиндустриальному информационному обществу, характеризующемуся ростом интенсивности информационных процессов, а также потребностью современного общества в гибких, адаптивных системах образования. Процесс развития информационного общества влечет за собой интенсивные процессы становления новой образовательной политики, формирования ее новых целей, направленных не столько на получение конкретных знаний в различных областях, сколько на обеспечение условий для самоопределения и самореализации личности посредством открытости образования на протяжении всей жизни. Динамичные изменения, происходящие в обществе в целом и системе образования в частности, определяют новые требования к качеству современного общего образования.
В результате, процессы обновления, происходящие в самых разных сферах современного общества, обостряют как внешние, так и внутренние противоречия между системой образования, отдельной личностью и требованиями общества в целом.
В качестве внешних противоречий необходимо учесть следующие:
1. между темпами изменений в обществе и консервативностью образовательной системы;
2. между изменениями требований общества и качества жизни
и содержанием общего среднего образования;
3. между требованиями работодателей к профессиональной компетентности специалистов и планируемыми образовательными результатами в виде знаний, умений, навыков;
4. между требованиями системы высшего образования к качеству подготовки абитуриентов и уровнем итоговой подготовки выпускников учреждений общего среднего образования.
Специфические противоречия между развивающейся становящейся личностью школьника и образовательной системой проявляются между:
1. образовательными потребностями обучающихся и единообразием образовательного стандарта и учебного плана;
2. многообразием интересов и склонностей обучающихся и существующим спектром учебных предметов и образовательных программ;
3. познавательными возможностями обучающихся и едиными требованиями и единым образовательным маршрутом;
4. становлением индивидуальности и личности учащегося и жестко регламентированной образовательной средой.
Внутренние противоречия современной системы образования проявляются между:
1. требованиями практической ориентации образования и содержанием учебных программ;
2. требованиями организации образовательного процесса на основе выбора и единой образовательной программой;
3. необходимостью оценки личностных достижений учащихся и существующими требованиями аттестации.
Разрешение данных противоречий возможно при разработке вариативной, личностно-ориентированной образовательной модели, направленной на создание тесной связи социумом, реализацию индивидуального образовательного маршрута, построенных на учете ресурсов ОУ и интересов всех групп учащихся, на основе выбора образовательной деятельности, обогащающей субъектный опыт всех субъектов образования.
Открытое образование, интегрируя в себе все ценности педагогической науки, отражает гуманистическую направленность образовательного процесса и направлено на воспитание социально активной личности, способной к адаптации в постоянно меняющемся мире в условиях быстро растущих объемов информации.
Приоритетные направления в работе МОУ СОШ №14
- развивающее личность образование;
- формирование здорового образа жизни;
- содержание образования, обеспечивающее качественный его уровень;
- гуманизация и гуманитаризация образования и воспитания;
- индивидуализация работы с учителями, учащимися, родителями;
- использование инновационных технологий;
- обеспечение преемственности в системе дошкольного и школьного образования,
- повышение уровня школьной готовности, пропедевтика школьной дезадаптации детей;
- развитие системы воспитания и дополнительного образования;
- информатизация образовательного процесса;
- воспитание гражданина России, любящего свою малую родину.
2. Информационно-аналитические данные
о МОУ СОШ №14 станицы Тенгинской
2.1 Краткая справка об истории школы
В 1881 году была основана наша школа. В этом году казачий сход станицы принял решение построить новое здание школы, т. к. до этого времени работали две небольшие школы: церковноприходская с одним годом обучения и школа для детей казаков. В 1910 году вступило в строй новое здание школы. В 2006 году отмечался 125-летний юбилей со дня основания школы. В 1968 году было выстроено новое двухэтажное здание – средняя школа №14.
В здании старой школы находится школьный музей.
Экспозиции музея:
1. Заселение Кубани. Основание станицы. М.Ю.Лермонтов.
2. Революционное прошлое нашей станицы.
3. Процесс коллективизации на территории нашей станицы.
4. История школы станицы Тенгинской.
5. Битва за Кавказ.
6. Наши земляки-участники Великой Отечественной войны.
7. Освобождение станицы Тенгинской.
2.2 Информационная справка о школе
В школе пятидневная неделя для 1-8 классов, шестидневная неделя для 9-11 классов:
- урок длится 40 минут, для первоклассников в 1 четверти 35 минут и три урока; 2-4 четверти-35 минут 4 урока, динамическая пауза 40 минут;
- перемены по 10 минут, большая – 30 минут;
- при изучении иностранного языка, информатики, трудового обучения, физического воспитания предполагается деление на группы;
- каникулы в течение учебного года не менее 30 календарных дней, для первоклассников в феврале дополнительная неделя отдыха;
- в течение учебного года психолог, социальный педагог оказывают помощь учащимся;
- подготовительные курсы для детей 5-6 летнего возраста с 1 сентября по 2 дня в неделю в течение учебного года.
Обучение в школе ведётся на основе Российской федеральной программы трёхуровневого образования:
1-ая ступень (уровень) – 1-4-е классы.
2-ая ступень (уровень) – 5-9-е классы.
3-ая ступень (уровень) – 10-11-е классы.
Школа стабильно функционирует. Планируется сохранение контингента. По данным социологического исследования микрорайона школы, количество первоклассников не будет резко изменяться.
МОУ СОШ №14 с 2004/2005 учебного года участвует в краевом эксперименте «Основы предпринимательской деятельности».
2.3. Характеристика обучающихся
На конец 2007/2008 учебного года в школе обучалось 263 ученика, 12 классов-комплектов.
Из них: 1 ступень – 83 уч-ся; 2 ступень – 134 уч-ся; 3 ступень – 44 уч-ся.
|
2004/2005 уч. год |
2005/2006 уч. год
|
2006/2007 уч. год |
2007/2008 уч. год |
На «5» |
35 (11%) |
35 (13%) |
31 (13%) |
33 (14%) |
На «4» и «5» |
101 (31%) |
78 (29%) |
74 (31%) |
58 (25%) |
На «3» |
163 (53%) |
146 (54%) |
135 (56%) |
144 (61%) |
На «2» |
- |
- |
- |
- |
Качество обучения |
44% |
43% |
44% |
39% |
Уровень обученности |
51% |
53% |
53% |
52% |
Анализ успеваемости показывает, что качество и обученность учащихся за четыре последних года почти не изменяется. В 2007/2008 учебном году качество обучения снизилось на 5%, обученность – на 1% в сравнении с прошлым учебным годом и составляют 39 % и 52% соответственно.
В школе сложилась система бесплатного дополнительного образования. Работают кружки различных направлений: спортивные, художественно-эстетические, технические – « Умелые руки», «В мире информатики», «Музыка и движение», «Основы православной культуры», «Жуковцы», шахматный, спортивные секции по волейболу, школьный спортивный клуб «Факел», от станции юннатов - кружок «Любители природы». При ДК работают кружки, которые посещают учащиеся школы, театральная студия «Лукоморье», фольклорная группа «Родничок», танцевальный.
Учащиеся регулярно проходят медицинские обследования, ежегодно –узкими специалистами.
Анализируя деятельность школы по сохранению здоровья и формированию здорового образа жизни, была проведена диагностика заболеваемости учащихся, распределение их по группам здоровья.
Профосмотры школьников
|
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
Подлежало осмотру |
181 |
143 |
145 |
132 |
Осмотрено |
181 |
135 |
143 |
132 |
Понижение слуха |
- |
- |
- |
- |
Понижение зрения |
2 |
10 |
9 |
1 |
Дефекты речи |
1 |
4 |
2 |
6 |
Сколиоз |
1 |
1 |
1 |
3 |
Нарушение осанки |
8 |
1 |
1 |
2 |
Диспансерная группа
|
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
Всего детей на учёте |
171 |
173 |
120 |
123 |
Окулист |
16 |
18 |
18 |
20 |
Органы дыхания |
5 |
5 |
6 |
5 |
ССС |
9 |
6 |
6 |
7 |
ЦНС |
34 |
1 |
10 |
12 |
ЛОР |
46 |
50 |
29 |
35 |
Хирург |
75 |
77 |
22 |
25 |
МПС |
9 |
7 |
5 |
4 |
ЖКТ |
29 |
39 |
39 |
35 |
Эндокринолог |
26 |
16 |
10 |
12 |
Распределение по группам здоровья
|
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
Всего учащихся |
335 |
287 |
263 |
254 |
I |
117 |
119 |
103 |
108 |
II |
270 |
162 |
154 |
140 |
III |
8 |
6 |
6 |
5 |
Дети-инвалиды |
1 |
1 |
1 |
1 |
При сравнении с 2005 годом отмечен рост заболеваний ЦНС. На том же уровне заболевания: миопия, ССС, ЖКТ. Снижен рост таких заболеваний, как эндокринной системы, хирургические, хронический тонзиллит.
Национальный состав учащихся на 1.01.2008 года выглядит следующим образом:
русские – 246
азербайджанцы - 2
армяне – 3
грузины – 1
татары - 2
Всего учащихся – 254
2.4. Характеристика педагогического коллектива
В 2007/2008учебном году педагогический состав средней школы состоял из
30 человек. Педагогический коллектив объединяет 26 учителей. Возрастной состав: 16 педагогов за 40 лет, 8 учителей пенсионного возраста, что составляет 31%, 2 учителя имеют звание «Отличник народного просвещения», 1 учитель «Почетный работник общего образования», награждены грамотой Министерства образования 3 учителя. Средняя недельная нагрузка составляет 18 часов.
Работают 5 методических объединений учителей:
- методическое объединение учителей русского языка;
- методическое объединение учителей математики, информатики и физики;
- методическое объединение учителей биологии, химии и географии;
- методическое объединение учителей политехнического цикла;
- методическое объединение учителей начальных классов;
Психолог, социальный педагог, 2 педагога дополнительного образования, старшая вожатая, библиотекарь, зам.директора по АХЧ.
Школа испытывает недостаток педагогических кадров: учителя английского языка. Анализ полученных данных показывает, что коллектив стабилен, обновление происходит незначительное, но наблюдается постепенное старение учительских кадров.
Школа стабильно функционирует. Планируется сохранение контингента. По данным подворовых обходов микрорайона школы, количество первоклассников в среднем составляет 24 человека. Остаётся проблема подготовки детей к школе, т.к. на протяжении 6 лет детский сад не работал. Планируется его открытие в этом году после ремонта.
2.5. Состояние материально-технической базы школы
Школа оснащена 2 сканерами, компьютерами (13 шт.), копировальной техникой, цифровыми фотокамерой и фотоаппаратом, аудио- и видео- техникой, музыкальными центрами (2 шт.), телевизоры (2 шт.), DVD, мультимедиапроекторами (2 шт.).
В школе имеется:
- спортивный зал (площадью145,5 кв. м);
- стадион с гимнастическими снарядами и футбольными воротами;
- 17 учебных кабинетов, из них 1 кабинет информатики, в котором находится 6 компьютеров;
- библиотека: фонд литературы – 8975 экземпляров, учебники – 1127 экземпляров, электронные учебники – 11 штук;
- мастерская комбинированная;
- кабинет обслуживающего труда;
- музей.
Школа имеет 4 учебных здания, обучение проводится в 3-х.
Во время летних каникул работает летняя оздоровительная площадка (30 учащихся), занятость учащихся совместно с Центром занятости населения, культурно-оздоровительный отдых, учащиеся проходят обязательную летнюю практику на территории школы.
2.6. Краткая характеристика социального окружения школы и прогноз развития ситуации в станице
Количество дворов - 1110
Население - 2761
работающих в с/х - 543
в бюджетной сфере - 237
пенсионеры - 997
безработные - 543
предпринимателей - 10
малообеспеченных семей - 34
многодетных семей - 17
детей-сирот, опекаемых - 1
детей-инвалидов - 1
Национальный состав населения станицы:
адыгейцы - 5
азербайджанцы - 1
белорусы - 4
армяне - 43
грузины - 5
русские - 2421
Проблемно ориентированный анализ состояния школы
Направления проблемного анализа |
Выявленные проблемы |
Решение проблемы |
1. Состояние значимой для школы высшей социально-экономической среды и прогноз тенденций ее развития |
||
1.1. Наличие социокультурной среды |
В микрорайоне школы имеется ДК ст. Тенгинс-кой, детский сад № 25, специальная коррек-ционная школа-интернат № 32 |
Заключение договоров о совместной деятельности по проведению мероприятий |
|
На территории станицы располагаются ОАО «Агрообъединение «Кубань» ПУ Юг», Муниципальное образование Тенгинское сельское поселение
|
Создание совета станицы по координации деятельности по вопросам воспитания, обучения и занятости учащихся, молодёжи станицы, привлечению родительского и общественного потенциала, поддержке малообеспеченных семей, неблагополучных семей |
1.2. В микрорайоне школы проживают молодые семьи, имеющие детей |
Потребность родителей в педагогических заня-тиях по проблемам подготовке детей к школе |
Проведение лекториев, создание школы «Молодой семьи» на базе ДК станицы Тенгинской, школы и детского сада |
2. Состояние социального заказа и прогноз тенденций адресуемых школе образовательных потребностей и социального заказа |
||
2.1.Наличие системы дошколь-ного образования, обеспечи-вающей равные стартовые возможности при поступлении в школу |
Потребность в пред-школьном образовании всех детей |
Охват детей, не посещающих детский сад, подготовительными курсами в течение учебного года (2 раза в неделю) |
2.2. В микрорайоне школы отсутствуют спортивные учреждения, в школе имеется спортивный зал. |
Потребность в оказании: услуг по физкультурно-оздоровительной работе для всех нуждающихся детей, платных физкуль-турно-оздоровительных услуг для жителей |
Открытие групп здоровья, ЛФК. Предоставление физкультурно-оздоровительных услуг на платной основе. |
2.3. Желание большинства учащихся продолжить обучение в вузах |
Потребность родителей и учащихся в образовании повышенного уровня |
Расширять сеть творческих объединений по интересам. Открыть сеть образовательных услуг на платной основе |
3. Анализ и оценка достижений учащихся |
Соответствие годовых оценок и оценок, полученных на ЕГЭ по математике
|
2004-2005 |
2005-2006 |
2006-2007 |
2007-2008 |
Выше годовых |
- |
- |
- |
- |
Ниже годовых |
34 |
22 |
10 |
16 |
Соответствие годовых оценок и оценок, полученных на ЕГЭ по русскому языку
|
2004-2005 |
2005-2006 |
2006-2007 |
2007-2008 |
Выше годовых |
2 |
- |
- |
- |
Ниже годовых |
19 |
17 |
10 |
14 |
3.1.Участие в эксперименте по проведению ЕГЭ |
Выявлена проблема несоответствия годовых оценок и оценок, полученных на ЕГЭ |
Совершенствование системы контроля и оценки качества образования. Создание механизмов объективной оценки качества знаний. |
3.2. Учащиеся школы занимают призовые места на конкурсах, олимпиадах |
Потребность учащихся в развитии научно-исследовательской деятельности |
Создание научного общества учащихся |
3.3. Реализация творческих способностей учащихся школы |
Потребность учащихся и их родителей иметь возможность в клубах, отвечающим их инте-ресам и желаниям |
Расширить сеть творческих объединений, клубов по интересам, привлекая родительский потенциал |
4.Анализ и оценка педагогического опыта, инновационного потенциала |
||
4.1. Часть педагогов школы используют инновационные приёмы и методы обучения, обеспечивающие мотивацию учащихся, развитие их способностей |
Потребность педагогов заниматься инновационной и экспериментальной деятельностью |
Вхождение в программы инновационной деятель-ности, в грантовые конкурсы |
МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ
1. Цифровые технологии как основа позитивной динамики развития образовательной системы
В современных условиях трудно найти область человеческой деятельности, в которую бы не вторгались цифровые технологии: измерительное и диагностическое оборудование, аудио- и видеотехника, копировальная техника, телевидение, телефонная связь и т.п. Точность записи, хранения, копировании я и передачи информации при широкой возможности ее обработки – вот те преимущества, которые предоставляют цифровые технологии для деятельности в постиндустриальном обществе.
Нельзя не согласиться с рядом авторов, что решение проблемы информатизации социальной сферы состоит в информатизации образования с соблюдением национальных интересов и традиций при внедрении достижений научно-технического прогресса; с эволюционным развитием методики использования преимуществ цифровых технологий; с соблюдением непрерывности образования на основе базовой компьютерной подготовки, стандартизации содержания и сертификации аппаратно-программных средств.
Задача интеграции в единое мировое информационное пространство в качестве равноправного партнера требует подготовки специалистов из числа сегодняшних школьников в том числе. Вместе с тем в нашей стране внедрение цифровых систем в образовательную практику пока, к сожалению, находится на начальной стадии. Процесс освоения современных технических средств обучающимися замедляется недостатком качественной техники для большинства образовательных учреждений и отсутствием рекомендаций по ее использованию в процессе образовательной деятельности.
Особо отметим, что цифровая техника сегодня может обеспечить необходимое в современных условиях качество и эффективность работы всех систем жизнеобеспечения деятельности образовательного учреждения:
- в системе безопасности: охранная сигнализация, контроль доступа, система наблюдения;
- в противопожарной системе: автоматическая установка сигнализации пожаротушения; система оповещения о пожаре и управление эвакуацией;
- в климатических системах: вентиляции, кондиционирования, автоматике; энергоснабжении; в водоснабжении;
- в телекоммуникационных сетях; АТС, локальные и глобальные сети, видеоконференции и т.п.
2. Основные характеристики программы развития школы
Основная идея: перестроить методы, изменить организацию образовательной деятельности в соответствии с довольно серьезными изменениями учебной материально-технической базы при актуализации возможностей школьной образовательной среды по развитию личности обучающихся.
Цель программы: разработка и обоснование стратегического направления развития школы, обеспечивающего доступность, современное качество и эффективность общего образования.
Задачи программы:
1. Определение оптимальных путей реализации целей программы развития.
2. Создание стратегической модели развития школы, максимально реализующей возможности цифровых технологий, апробация данной модели в организации образовательного процесса.
3. Проектирование системы материально-технических, дидактических, информационных, финансовых средств, необходимых для реализации цели на стратегическом направлении развития школы.
4. Актуализация системы педагогической поддержки развития интеллектуального и духовно-нравственного потенциала обучающихся.
Условия реализации программы:
Реализация программы на основе принципов гуманизации, компетентности, социализации. Программно-целевой подход в управлении, предполагающий единую систему планирования, мониторинга и коррекции программы. Обеспеченность учебного процесса, системы управления и мониторинга современными аппаратными и программными средствами, информационная компетентность субъектов образовательного процесса. Потенциал педагогического коллектива, способного реализоваться в новом качестве: тренеров-инструкторов, ответственных за организацию обучения, освоение уверенных навыков самообразования ученика.
В качестве главного компонента обновленной учебной материально-технической базы рассматривается персональный компьютер, выполняющий функции мультимедийного центра – с перспективой развития в цифровой класс или цифровую лабораторию.
Управление реализацией программы развития осуществляется в установленном порядке:
- взаимодействие между исполнителями Программы осуществляет координатор – методический совет школы;
- текущее управление реализацией Программы осуществляется администрацией школы;
- общий контроль за реализацией программы осуществляется Управляющим советом школы, включая вопросы эффективности использования финансовых средств.
Этапы реализации программы (календарный план):
1. Этап. Подготовительный (2008 год) – конкретизация плана работы, обновление учебного материально-технического и программного обеспечения; продолжение обучения административного и педагогического состава; совершенствование технологической базы; разработка плана участия школы в различных информационных обменах.
2. Этап. Формирующий (2009-2010 годы) – ввод в педагогический процесс изменений в соответствии с целью и задачами программы; разработка методического обеспечения учебного процесса с использованием средств цифровых технологий; создание инновационных банков интегрированных уроков, инновационного каталога направлений и тематики исследовательской и проектной деятельности школьного сообщества; преобразование системы управления школой; проведение различных диагностических и социологических исследований; регулярный выпуск информационных материалов, широкое применение средств телекоммуникаций в различных направлениях образовательной деятельности.
3. Этап. Заключительный (2010-2012 годы) – обработка данных, полученных в ходе реализации I и II этапов программы развития; обобщение экспериментальных и теоретических материалов; создание инновационного банка программ специальных курсов с использованием цифровых технологий; публикация статей, выпуск методической литературы по эффективному использованию цифровых технологий в образовательной деятельности; организация на базе школы семинаров для педагогов района.
Прогнозируемые результаты, способы измерения и критерии оценки программы развития школы представлены в таблице
|
Прогнозируемые результаты реализации программы |
Способы измерения |
Критерии оценки результатов |
1. Обеспечение условий успешной социальной адаптации выпускников |
|||
1.1. |
Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества |
Тесты на профессиональное самоопределение, профориентацию |
Трудоустройство выпускников |
1.2. |
Создание модели информационного пространства школы с механизмом управления, оперативно реагирующем на изменение контингента школьного сообщества, обеспечивающим здоровьесбережение всех участников образовательного процесса |
Изучение документации диагностирование, социологические исследования |
Результаты апробации модели. Каталог ситуаций здоровьесбережения в образовательной практике |
1.3. |
Реализация новейших информационных технологий в образовательном процессе: повышение эффективности образовательного процесса; снижение трудоемкости образовательной практики для всех субъектов школьного сообщества |
Тестирование, ЕГЭ и др. измерения учебных достижений; социологические опросы |
Результаты образовательных достижений. Результат социологических опросов |
1.4. |
Апробация методик использования цифровых технологий при проведении различных диагностических и социологических исследований |
Изучение документации |
Данные о результатах |
1.5. |
Изучение и освоение содержания медиаобразования, использование локальных и глобальных сетей |
|
Проекты, конференции |
1.6. |
Актуализация межведомственного социального партнерства |
Изучение документации |
Данные о результатах |
2. Актуализация системы педагогической поддержки развития личности учащихся |
|||
2.1. |
Развитие культуры мышления, информационной культуры, творческого мышления учащихся |
Психодиагностические измерения в системе педагогического мониторинга Тесты умственного развития; развития творческого мышления |
Динамика развития способностей |
2.2. |
Развитие коммуникативных способностей учащихся на основе совместной познавательной и проектной деятельности |
Тесты на толерантность, коммуникативность, психологическую совместимость |
Данные положительной динамике изменений сфере общения |
2.3. |
Развитие навыков исследовательской деятельности, формирование умения принимать оптимальные решения в знакомых и незнакомых ситуациях |
Оценка качества выполнения учебных заданий, проектов |
Качество выполнения учебных заданий проектов |
2.4. |
Становление и развитие гражданской ответственности и правового самосознания, инициативности, самостоятельности, толерантности учащихся |
Участие в общественной практике школьного сообщества и социума |
Примеры проявления |
2.5. |
Возможность для каждого субъекта образовательной деятельности активного участия в информационных обменах различного уровня и проблематики |
|
Использование практической деятельности |
2.6. |
Выпуск регулярных информационных материалов о ходе реализации программы развития школы |
|
Тематические сборники, портфолио |
3. Совершенствование образовательной практики |
|||
3.1. |
Создание инновационного банка интегрированных уроков, курсов |
Изучение документации |
Сборники |
3.2. |
Создание инновационного каталога направлений и тематики исследовательской и проектной деятельности школьного сообщества |
Изучение документации |
Каталог |
3.3. |
Освоение технологии онлайнового общения |
Изучение документации |
Использование практической деятельности |
3.4. |
Совершенствование системы мониторинга и управления образовательным процессом в школе |
|
Повышение оперативности принятия решений, реагирования на педагогические ситуации |
Оценка эффективности реализации программы развития школы, предполагает создание специальной системы отслеживания результатов на основе применения систем социальной, социологической, психолого-педагогической диагностики с использованием методов математической статистики, педагогической интерпретации результатов, коррекции на их основе как самой программы развития и ее инновационных проектов, так и процесса их реализации.
Основные риски реализации программы развития школы:
1. Отсутствие возможности кардинального изменения материально-технической базы образовательной деятельности на основе цифровых технологий. В таком случае образовательное учреждение продолжит свое функционирование на имеющемся оборудовании.
2. Отсутствие адекватных изменениям материально-технического обеспечения программных материалов. Отсутствие плодотворного сотрудничества в направлении разработок адекватного методического обеспечения образовательной деятельности. Планируется поиск заинтересованных партнеров финансирование соответствующих исследований за счет внебюджетных средств.
3. Недостаточная психолого-педагогическая готовность педагогического коллектива к изменению образовательной практики. Для ее предупреждения или устранения предполагается продолжение повышения квалификации персонала в различных формах, в т. ч. проведение специальных семинаров и тренингов.
Предложения по использованию и распространению результатов реализации программы развития.
На II этапе реализации программы развития школы предполагается регулярный выпуск информационных материалов и широкое использование средств телекоммуникаций для информирования школьного сообщества и общественности о достигнутых промежуточных результатах, организации презентаций по различным направлениям образовательной деятельности.
На Ш этапе планируется публикация статей, выпуск методической литературы по эффективному использованию цифровых технологий в образовательном процессе; организация на базе школы конференций по проблемам исследовательской деятельности школьного сообщества, семинаров для педагогов района, города
Финансовое обеспечение выполнения программы развития
Выполнение программы развития обеспечивается за счет различных источников финансирования: местный бюджет, дополнительные привлеченные средства (спонсорские средства, доходы от дополнительных образовательных услуг, добровольные пожертвования, инвестиции).
Литература
1. Закон Российской Федерации «Об образовании». 2 изд. ООО «Издательство АСТ» 2002 г.
2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года /Вестник образования 2002 г. №6/
3. Управление школой (тематический выпуск) 2006 г. №2
4. Абасов З.А. Педагогические технологии и инновации в учебной деятельности школьников. Школьные технологии 2002 г. №5
5. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). Воронеж, 2002 г.
6. Мансурова С.Е. Для чего современные дети ходят в школу и чего ждут от школы их родители. Стандарты и мониторинг в образовании 2005 г. № 6
7. Третьяков П.И. Оперативное управление качеством образования в школе. М., 2004 г.
8. Управление развитием школы. Под ред. М.М. Поташника, В.С. Лазарева М., 1995 г.
9. Школа будущего глазами современного школьника. Директор школы 2005 г. № 10
10. Попов С.А. Стратегическое управление. М., Инфра-М, 1999 г.
11. Вханский О. Стратегический менеджмент. М. Гардарики, 2000