ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ПРИКАЗ
4 апреля 2013 г. № 1781 г. Краснодар Об утверждении порядка проведения экзаменов государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием территориальных экзаменационных комиссий в 2013 году
В соответствии с Положением о министерстве образования и науки Краснодарского края, утвержденным главой администрации от 14 мая 2004 года № 452, и в целях установления единых требований к проведению в Краснодарском крае в 2012-2013 учебном году государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием территориальных экзаменационных комиссий п р и к а з ы в а ю: 1. Утвердить: - Порядок проведения письменного экзамена по математике государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием территориальных экзаменационных комиссий согласно приложению № 1 к настоящему приказу; - Порядок проведения письменного экзамена по русскому языку государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием территориальных экзаменационных комиссий согласно приложению № 2 к настоящему приказу; - Порядок проведения экзаменов по выбору, сдаваемых по материалам Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ, при проведении государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием территориальных экзаменационных комиссий согласно приложению № 3 к настоящему приказу; - Порядок проведения экзаменов по выбору государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием территориальных экзаменационных комиссий согласно приложению № 4 к настоящему приказу. 2. Рекомендовать руководителям муниципальных органов управления образованием:
2.1. Руководствоваться при организации работы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием территориальных экзаменационных комиссий настоящим Порядком. 2.2. Довести настоящий Порядок до сведения педагогических коллективов общеобразовательных учреждений, обучающихся и их родителей. 3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя министра H. Е. Байрачного.
Министр Н.А. Наумова
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ проект приказа министерства образования и науки Краснодарского края от __________ №_________ «Об утверждении порядка проведения экзаменов государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием территориальных экзаменационных комиссий в 2013 году»
Проект подготовлен и внесён: отделом общего образования начальник отдела общего образования О.А. Лозовая
Составитель проекта: ведущий консультант отдела общего образования М.Ф. Шлык
Проект согласован:
Заместитель министра образования и науки Н.Е. Байрачный
Начальник управления общего и дошкольного образования Е.В. Воробьева
Отдел правового, кадрового обеспечения и социальной защиты педагогических работников
Начальник управления по надзору и контролю в сфере образования Т.Ю. Горностаева
Руководитель ГКУ КК Центра оценки качества образования Р.А. Гардымова
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 УТВЕРЖДЕНО приказом министерства образования и науки Краснодарского края от 04.04.2013 г. № 1781
Порядок проведения письменного экзамена по математике государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием территориальных экзаменационных комиссий
1. Письменный экзамен по математике проводится в общеобразовательных учреждениях – пунктах проведения экзаменов (далее ОУ-ППЭ), утвержденных приказом министерства образования и науки Краснодарского края (далее – министерство) по представлению муниципального органа управления образованием (далее – МОУО), в специально отведенных классных комнатах из расчета 1 класс – 1 аудитория. Допускается размещение нескольких небольших классов в одной аудитории при общем количестве не более 25 человек. 2. Рассадка обучающихся производится по 1-2 человека за столом в соответствии с ведомостью рассадки. Начало экзамена в 10-00. На экзамен отводится 235 минут (3 часа 55 минут). 3. До экзамена Директор школы и руководитель ОУ-ППЭ Готовят для проведения письменного экзамена классные комнаты. В них не должна находиться справочно-познавательная информация по математике. Следует убрать (завесить) стенды, плакаты и прочие информационные материалы, опечатать шкафы. Кроме того, необходимо предусмотреть: - классную доску, мел; - столы (из расчета 1- 2 человека за одним столом); - разметить столы в соответствии со схемой рассадки для размещения выпускников в аудитории; - место для вещей обучающихся, питьевой воды; - место для возможного размещения наблюдателей за ходом проведения экзамена; - наличие часов в аудитории; - необходимые санитарно-гигиенические условия (освещение, проветривание); Обеспечивают дежурство медицинского работника. Муниципальный координатор ГИА-9, утвержденный приказом министерства, накануне а) получает в региональном центре обработки информации бланки ответов по математике и ведомости: - запечатанные пакеты с бланками ответов № 1 отдельно на каждую аудиторию; - запечатанные пакеты с бланками ответов № 2 отдельно на каждую аудиторию; - запечатанные пакеты с дополнительными бланками ответов – один на ОУ-ППЭ; - запечатанный пакет с ведомостями распределения выпускников в аудитории по местам и вариантам на ОУ-ППЭ; - резервный пакет с бланками № 1 и 2 на ОУ-ППЭ. б) получает у регионального координатора ГИА-9: - экзаменационные задания для обучающихся, упакованные в пакеты отдельно на каждую аудиторию; - резервный пакет с экзаменационными заданиями на ОУ-ППЭ; в) обеспечивает конфиденциальность хранения экзаменационных материалов, бланков и ведомостей в опечатанном им лично сейфе, до момента выдачи представителям территориальной экзаменационной комиссии (далее – ТЭК), в день предшествующий дню экзамена. МОУО обеспечивает представителя ТЭК транспортом для доставки экзаменационных материалов в ОУ-ППЭ. Представитель территориальной экзаменационной комиссии (далее-ТЭК) обеспечивает конфиденциальность хранения экзаменационных материалов, бланков и ведомостей в опечатанном им лично сейфе, предоставленном школой, в которой организовано ОУ-ППЭ до момента выдачи обучающимся в аудиториях в день проведения экзамена. Ключ от сейфа хранится у представителя ТЭК. Допускается получение в МОУО и доставка пакетов с экзаменационными материалами, бланками ответов и ведомостями представителем ТЭК в ОУ-ППЭ в день проведения экзамена. Директор школы, обучающиеся которого будут сдавать экзамен, за 2-3 дня до экзамена передает муниципальному координатору ГИА-9: - список обучающихся, имеющих хронические заболевания; - раздаточный материал на столы обучающимся - справочный материал, содержащий основные формулы математики, рекомендованный разработчиками контрольно-измерительных материалов ГИА-9 (приложение); - тетрадные листы в клетку без штампа для черновиков (из расчета не менее двух двойных листов на выпускника); - линейки (без формул) на каждого выпускника, сдающего ГИА-9. Руководитель ОУ-ППЭ накануне экзамена получает в МОУО нормативно-правовые и инструктивные документы: - копии приказов министерства об утверждении ОУ-ППЭ и об утверждении составов ТЭК с необходимыми приложениями; - приказ МОУО о закреплении организаторов с приложениями; - списки выпускников, прикрепленных к ОУ-ППЭ; - списки обучающихся, имеющих хронические заболевания; - тексты инструкции № 1 по процедуре проведения экзамена (по количеству аудиторий); - формы документов: - протокол готовности ОУ-ППЭ; - протокол проведения ГИА-9 в ОУ-ППЭ; - реестр выдачи дополнительных бланков ответов в ОУ-ППЭ; - реестр выдачи дополнительных бланков ответов в аудитории; - апелляции о нарушении порядка проведения ГИА-9; - акт о результатах общественного контроля; - форма списка обучающихся, не явившихся на экзамен в ОУ-ППЭ; - этикетки на доставочные конверты, а также другие материалы, необходимые для функционирования ОУ-ППЭ.
Представитель ТЭК накануне экзамена: - проверяет готовность ОУ-ППЭ к проведению экзамена; - составляет акт готовности ОУ-ППЭ установленной формы; - совместно с руководителем ОУ-ППЭ закрепляет классные комнаты для проведения письменного экзамена за классами. Руководитель ОУ-ППЭ организует проставление на тетрадные листы в клетку для черновиков штампа школы, в которой находится ОУ-ППЭ. 4. В день экзамена: Представитель ТЭК (с 8-40 до 9-10): - до 8-50 распределяет организаторов по аудиториям; - в 8-50 вскрывает сейф в присутствии организаторов в аудитории и руководителя ОУ-ППЭ; - выдает организаторам в каждую аудиторию: - пакет с экзаменационными заданиями по математике; - пакет с бланками ответов № 1; - пакет с бланками ответов № 2; - ведомость распределения обучающихся в аудитории по местам и вариантам (2 экземпляра); - проштампованные тетрадные листы для черновиков (из расчета не менее двух двойных листов на одного обучающегося); - текст инструкции № 1 по процедуре проведения экзамена; - проводит инструктаж с организаторами об их обязанностях. С 9-10 в классной комнате, отведенной для проведения экзамена: Организаторы в аудитории (распределенные и утвержденные приказом МОУО) из числа учителей, не ведущих преподавание математики, которые действуют в соответствии с инструкцией, - получив от представителя ТЭК запечатанные пакеты с экзаменационными материалами, приносят их в аудиторию; - раскладывают на столы для обучающихся проштампованные листы для черновиков и разрешенные справочные материалы; - оба экземпляра ведомости распределения выпускников в аудитории по местам и вариантам находятся в аудитории до начала экзамена; - один организатор находится в аудитории с экзаменационными материалами до начала экзамена. Классный руководитель (представитель школы, определенный приказом по школе, обучающиеся которой сдают экзамены в данном ОУ-ППЭ) с 9 -10 до 9 - 30 во дворе школы: - проводит по списку учет прибывших обучающихся, проверяет наличие документа, удостоверяющего личность (паспорт, ученический билет или иной документ, в который вклеена фотография обучающегося); - выясняет причины отсутствия обучающихся, докладывает руководителю ОУ-ППЭ и представителю ТЭК о явке обучающихся на экзамен; - при входе обучающихся в ОУ-ППЭ, передает список организатору в аудитории (с отметкой об отсутствии обучающихся) и после этого направляется в специально отведенное помещение во вспомогательной части ОУ-ППЭ для ожидания обучающихся до окончания экзамена. Организаторы на входе с 9 – 30 - пропускают обучающихся в ОУ-ППЭ по предъявлению ими документа, удостоверяющего личность (паспорт, ученический билет или иной документ, в который вклеена фотография обучающегося) в развернутом виде. В случае отсутствия документов классный руководитель (представитель ОУ, обучающиеся которого сдают письменный экзамен) подтверждает личность обучающегося в письменном виде. Руководитель ОУ-ППЭ принимает решение о допуске к экзамену опоздавших обучающихся по согласованию с представителем ТЭК и на основании заявления обучающегося. Оформляет решение о допуске на экзамен опоздавших обучающихся протоколом в произвольной форме. Организаторы в аудитории: с 9 – 30 до 10-00 Один из организаторов в аудитории принимает обучающихся на входе в ОУ-ППЭ и сопровождает их к месту экзамена к аудитории; Перед входом обучающихся в аудиторию: Другой организатор перед входом в аудиторию: - берет в аудитории ведомость распределения выпускников по местам и вариантам; - называет фамилии обучающихся в соответствии с ведомостью распределения выпускников; - проверяет наличие документа, удостоверяющего личность (паспорт, ученический билет или иной документ, в который вклеена фотография обучающегося) в развернутом виде; - называет каждому обучающемуся номер его посадочного места (не называет номер варианта); - незамедлительно пропускает обучающегося в аудиторию.
Организатор находится в аудитории с ведомостью распределения обучающихся и помогает обучающемуся занять свое место в аудитории в соответствии с ведомостью распределения выпускников. Организаторы в аудитории: - читают обучающимся инструкцию № 1 по процедуре проведения экзамена; - напоминают, что калькуляторы на экзамене не используются, все необходимые вычисления учащиеся могут производить в черновике, но черновики не проверяются; - напоминают выпускникам о недопустимости наличия и (или) использования во время экзамена мобильных телефонов; - организуют подписывание черновика (Ф.И. в верхнем правом углу).
Обучающимся в течение всего экзамена разрешается использовать справочный материал, содержащий основные формулы математики, рекомендованный разработчиками контрольно-измерительных материалов ГИА-9 (приложение). Разрешается использовать линейку (не допускается наличие и (или) использование на экзамене карандашей). Не допускается наличие и (или) использование на экзамене калькуляторов.
с 10-00 до 10-20 - вскрывают пакеты с бланками ответов № 1 и № 2; - первый организатор берет в руки бланки № 1, а второй организатор – бланки № 2, не перекладывая их; - один из организаторов читает фамилию и имя обучающегося на бланке № 1, обучающийся поднимает руку, второй организатор проверяет фамилию на бланке №2, оба бланка выдают обучающемуся одновременно; - вскрывают пакет с экзаменационными заданиями; - варианты экзаменационных заданий раздают в соответствии с ведомостью распределения выпускников, одновременно перепроверяя соответствие номера варианта на бланках № 1 и № 2 (вслух номера вариантов не оглашаются); - в случае нехватки экзаменационных работ в пакете, организатор в аудитории информирует об этом представителя ТЭК. Представитель ТЭК вскрывает резервный пакет с экзаменационными материалами и выдает недостающее количество материалов организатору в аудитории. Обучающийся, получивший экзаменационные материалы из резервных пакетов, записывает на бланках ответов № 1 и № 2: наименование сдаваемого предмета, код ОУ, свою фамилию, имя и отчество печатными буквами, ставит номер варианта (в соответствии с номером выданных ему КИМов), класс; - знакомят обучающихся с экзаменационными материалами; - достают из пакета с экзаменационными заданиями текст инструкции № 2 по работе с экзаменационными материалами и читают его обучающимся; - организуют проставление обучающимися подписи в специально отведенном окне в верхней части бланка ответов № 1; - окончание чтения инструкции организатором в аудитории считается началом экзамена; - указывают на доске время начала и окончания экзамена; - заполняют акт о вскрытии пакетов с экзаменационными материалами; - лишние экземпляры экзаменационных материалов сдают представителю ТЭК по акту по окончании экзамена. Допускается выход обучающихся из аудитории по уважительной причине в сопровождении организатора, обеспечивающего порядок на этаже, все экзаменационные материалы остаются на рабочем месте. Допускается прерывание выполнения экзаменационной работы обучающимся в случае его плохого самочувствия по заключению бригады скорой медицинской помощи. Решение о повторной сдаче экзамена принимает ТЭК, письменно проинформировав об этом региональную экзаменационную комиссию (далее – РЭК). Не допускается удаление обучающихся с экзамена за нарушение порядка проведения экзамена. 5. В ходе экзамена: Организаторы в аудитории: - обеспечивают самостоятельность выполнения работы; - регистрируют нарушения в правой части ведомости рассадки выпускников; - фиксируют количество выходов из аудитории в ходе экзамена; - при сдаче обучающимся экзаменационных материалов, проверяют комплектность экзаменационной работы; - проверяют, указаны ли номера заданий, в которых сделаны исправления в разделе «Замена ошибочных ответов» в бланке №1; - если обучающийся, выполняя задания второй части, заполнил лицевую и оборотную стороны бланка ответов № 2, но ответ записан не полностью, обучающемуся выдается дополнительный бланк. В ведомости выдачи дополнительных бланков делается отметка в соответствии с местом обучающегося. Обучающиеся заполняют дополнительные бланки ответов с лицевой и с оборотной стороны, их собирают в аудитории и сдают на проверку с бланками ответов № 2 соответствующих обучающихся; - принимают у обучающихся бланки ответов № 1 и № 2 (с дополнительными бланками ответов № 2), КИМы и черновики; - отмечают в ведомости факт сдачи каждым обучающимся бланка № 1 и заполненного бланка № 2. Организаторам запрещается во время экзамена давать пояснения по выполнению экзаменационной работы, ходить по аудитории.
6. По окончании экзамена: Организаторы в аудитории:- собирают у обучающихся оставшиеся экзаменационные материалы, сверяют их количество со списком; - бланки ответов обучающихся №1 и № 2 (с дополнительными бланками ответов) из аудитории разделяют по вариантам I, II, III, IV (8 стопок); - формируют в две стопы КИМы и черновики; - передают представителю ТЭК по акту экзаменационные работы, ведомости рассадки выпускников с указанным внизу количеством бланков №1 и № 2 по данной аудитории, неиспользованные бланки № 1,2, КИМы и черновики. Представитель ТЭК - принимает апелляции обучающихся по порядку проведения экзамена. Представитель ТЭК и руководитель ОУ-ППЭ: - пересчитывают количество бланков №1 и № 2 по данной аудитории; - сверяют количество бланков №1 и № 2 с указанной в ведомости суммой; - вписывают количество бланков №1 и №2 по вариантам по каждой аудитории в протоколы ОУ-ППЭ; - КИМы, черновики и ведомости закрывают в сейф; - объединяют работы обучающихся из всех аудиторий по вариантам I, II, III, IV отдельно бланки ответов №1 и № 2 (с дополнительными); - укладывают в 8 бумажных пакетов отдельно бланки №1- I, II, III, IV вариантов и бланки № 2 - I, II, III, IV вариантов. Для упаковки используются бумажные пакеты, предоставленные министерством; - упаковывают в один пакет список обучающихся, не явившихся на экзамен в ОУ-ППЭ (ФИО, ОУ, класс), и неиспользованные бланки № 1, 2; - бумажные пакеты заклеивают, на месте склеивания ставят подписи представитель ТЭК и руководитель ОУ-ППЭ, подписи не расшифровывают, печать на пакеты не ставят; - наклеивают на каждый пакет этикетку установленной формы (ниже линии склейки конверта); - девять бумажных пакетов укладывают в доставочную сумку, на которую наклеена этикетка с наименованием территории и номером ОУ-ППЭ. Представитель ТЭК - незамедлительно лично доставляет сумку с экзаменационными материалами и апелляции обучающихся по процедуре проведения экзамена муниципальному координатору ГИА-9; Муниципальный координатор ГИА-9 - получает доставочные сумки с экзаменационными материалами всех ОУ-ППЭ муниципалитета; - незамедлительно доставляет все сумки с экзаменационными материалами муниципалитета региональному координатору ГИА-9 в Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования (возможна доставка экзаменационных материалов доверенным лицом, назначенным приказом начальника МОУО).
7. На следующий день Директор ОУ, обучающиеся которого сдавали экзамен, предоставляет муниципальному координатору ГИА-9 в МОУО списки обучающихся, отсутствовавших на экзамене по математике с указанием причины отсутствия (по установленной форме).
8. Проверка экзаменационных работ по математике Региональная предметная комиссия по математике проверяет экзаменационные работы обучающихся, сдававших экзамен в новой форме, из общеобразовательных учреждений всех муниципальных образований края. 9. После окончания проверки экзаменационных работ по математике Региональная экзаменационная комиссия утверждает шкалу перевода первичных баллов в экзаменационные отметки; утверждает протокол с результатами письменного экзамена по математике. Региональная предметная комиссия по математике направляет в МОУО электронной почтой шкалу перевода первичных баллов в экзаменационные отметки и протокол с результатами письменного экзамена по математике (для каждого обучающегося, выполнявшего работу, выставлены баллы за каждое задание, сумма баллов, оценка). Муниципальный координатор ГИА-9 оперативно электронной почтой направляет шкалу перевода первичных баллов и электронный протокол с результатами экзамена в общеобразовательные учреждения. Директор ОУ, обучающиеся которого сдавали экзамен, обеспечивает оперативное ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) с результатами экзамена по математике. В случае несогласия обучающегося с выставленными баллами (отметкой), апелляция в трехдневный срок подается непосредственно в региональную конфликтную комиссию либо директору общеобразовательного учреждения, в котором обучающийся ознакомился с официальными результатами экзамена. Для обучающихся, подавших апелляцию о несогласии с выставленными баллами (отметкой), основанием для аннулирования ранее выставленных баллов являются протоколы РЭК, составленные по результатам рассмотрения апелляций по математике региональной конфликтной комиссией. Муниципальный координатор ГИА-9, по завершении работы региональной конфликтной комиссии, получает в региональной экзаменационной комиссии протоколы с результатами экзамена по математике, заверенные председателем РЭК, и доставляет их в общеобразовательные учреждения. Школьная аттестационная комиссия: - выставляет итоговую отметку на основании годовой и экзаменационной отметок с учетом отметок промежуточной аттестации в 9-ом классе. Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом; - результаты экзамена и итоговые отметки оперативно доводятся до сведения выпускников и их родителей (законных представителей). Учитель-предметник переносит из протоколов на предметную страницу классного журнала экзаменационные отметки обучающихся, сдававших письменный экзамен по математике с участием территориальной экзаменационной комиссии, и итоговые отметки. Классный руководитель переносит экзаменационную и итоговую отметки с предметной страницы в сводную ведомость в конце классного журнала. Представитель ТЭК по итогам проведения экзамена готовит аналитическую справку, которую передает муниципальному координатору ГИА-9. В ОУ заместитель директора, ответственный за организацию и проведение ГИА-9, анализирует результаты сдачи письменного экзамена по математике в сравнении с предыдущим учебным годом и годовыми отметками.
10. Протоколы письменного экзамена по математике хранятся в течение пяти лет в школе, в которой обучающиеся учились. 11. КИМы, черновики и ведомости распределения выпускников подлежат списанию и уничтожению до 1 июля текущего года по решению ТЭК. ТЭК составляет акт об уничтожении, в котором указывается количество (числом и прописью) уничтожаемых документов. Первый экземпляр акта предоставляется в министерство, второй экземпляр остается в ТЭК. Использованные бланки ответов № 1, № 2 и дополнительные хранятся до 1 апреля следующего года и подлежат списанию и уничтожению по решению РЭК.
Начальник отдела общего образования О.А. Лозовая
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 УТВЕРЖДЕНО приказом министерства образования и науки Краснодарского края от 04.04.2013 г. № 1781 Порядок проведения письменного экзамена по русскому языку государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием территориальных экзаменационных комиссий
1. Письменный экзамен по русскому языку проводится в общеобразовательных учреждениях – пунктах проведения экзаменов (далее ОУ-ППЭ), утвержденных приказом министерства образования и науки Краснодарского края (далее – министерство) по представлению муниципального органа управления образованием (далее – МОУО), в специально отведенных классных комнатах из расчета 1 класс – 1 аудитория. Допускается размещение нескольких небольших классов в одной аудитории при общем количестве не более 25 человек. 2. Рассадка обучающихся производится по 1-2 человека за столом в соответствии с ведомостью рассадки. Начало экзамена в 10-00. На экзамен отводится 235 минут (3 часа 55 минут). 3. До экзамена Директор школы и руководитель ОУ-ППЭ Готовят для проведения письменного экзамена классные комнаты. В них не должна находиться справочно-познавательная информация по русскому языку. Следует убрать (завесить) стенды, плакаты и прочие информационные материалы, опечатать шкафы. Кроме того, необходимо предусмотреть: - классную доску, мел; - столы (из расчета 1- 2 человека за одной партой); - разметить столы в соответствии со схемой рассадки для размещения выпускников в аудитории; - место для вещей обучающихся, питьевой воды; - место для возможного размещения наблюдателей за ходом проведения экзамена; - наличие часов в аудитории; - необходимые санитарно-гигиенические условия (освещение, проветривание); Обеспечивают дежурство медицинского работника. Муниципальный координатор ГИА-9, утвержденный приказом министерства, накануне а) получает в региональном центре обработки информации бланки ответов по русскому языку и ведомости: - запечатанные пакеты с бланками ответов № 1 отдельно на каждую аудиторию; - запечатанные пакеты с бланками ответов № 2 отдельно на каждую аудиторию; - запечатанный пакет с дополнительными бланками ответов – один на ОУ-ППЭ; - запечатанный пакет с ведомостями распределения выпускников в аудитории по местам и вариантам на ОУ-ППЭ; - резервный пакет с бланками № 1 и 2 на ОУ-ППЭ. б) получает у регионального координатора ГИА-9: - экзаменационные задания для выпускников, упакованные в пакеты отдельно на каждую аудиторию; - резервный пакет с экзаменационными заданиями на ОУ-ППЭ. в) обеспечивает конфиденциальность хранения экзаменационных материалов, бланков и ведомостей в опечатанном им лично сейфе, до момента выдачи представителям территориальной экзаменационной комиссии (далее – ТЭК), в день предшествующий дню экзамена. МОУО обеспечивает представителя ТЭК транспортом для доставки экзаменационных материалов в ОУ-ППЭ. Представитель территориальной экзаменационной комиссии (далее-ТЭК) обеспечивает конфиденциальность хранения экзаменационных материалов, бланков и ведомостей в опечатанном им лично сейфе, предоставленном школой, в которой организовано ОУ-ППЭ до момента выдачи обучающимся в аудиториях в день проведения экзамена. Ключ от сейфа хранится у представителя ТЭК. Допускается получение в МОУО и доставка пакетов с экзаменационными материалами, бланками ответов и ведомостями представителем ТЭК в ОУ-ППЭ в день проведения экзамена. Директор школы, обучающиеся которого будут сдавать экзамен, за 2-3 дня до экзамена передает муниципальному координатору ГИА-9 папку, которая содержит: - список обучающихся, имеющих хронические заболевания; - тетрадные листы в линию (без штампа) для черновиков (из расчета не менее двух двойных листов на одного обучающегося); - заранее передает в ОУ-ППЭ необходимое количество орфографических словарей, так как на экзамене по русскому языку учащимся разрешается пользоваться орфографическими словарями. Руководитель ОУ-ППЭ накануне экзамена получает в МОУО нормативно-правовые и инструктивные документы: - копии приказов министерства об утверждении ОУ-ППЭ и об утверждении составов ТЭК с необходимыми приложениями; - приказ МОУО о закреплении организаторов с приложениями; - списки обучающихся, прикрепленных к ОУ-ППЭ; - списки обучающихся, имеющих хронические заболевания; - тексты инструкции № 1 по процедуре проведения экзамена (по количеству аудиторий); - формы документов: - протокол готовности ОУ-ППЭ; - протокол проведения ГИА-9 в ОУ-ППЭ; - реестр выдачи дополнительных бланков ответов в ОУ-ППЭ; - реестр выдачи дополнительных бланков ответов в аудитории; - апелляции о нарушении порядка проведения ГИА-9; - акт о результатах общественного контроля; - форма списка обучающихся, не явившихся на экзамен в ОУ-ППЭ; - этикетки на доставочные конверты, а также другие материалы, необходимые для функционирования ОУ-ППЭ. Представитель ТЭК накануне экзамена: - проверяет готовность ОУ-ППЭ к проведению экзамена; - составляет акт готовности ОУ-ППЭ установленной формы; - совместно с руководителем ОУ-ППЭ закрепляет классные комнаты для проведения письменного экзамена за классами. Руководитель ОУ-ППЭ организует проставление на тетрадные листы в линию для черновиков штампа школы, в которой находится ОУ-ППЭ. 4. В день экзамена: Представитель ТЭК (с 8-40 до 9-10): - до 8-50 распределяет организаторов по аудиториям; - в 8-50 вскрывает сейф в присутствии организаторов в аудитории и руководителя ОУ-ППЭ; - выдает организаторам в каждую аудиторию: - пакет с экзаменационными заданиями по русскому языку, - пакет с бланками ответов № 1, - пакет с бланками ответов № 2, - ведомость распределения выпускников в аудитории по местам и вариантам (2 экземпляра), - проштампованные тетрадные листы для черновиков (из расчета не менее двух двойных листов на одного обучающегося); - текст инструкции № 1 по процедуре проведения экзамена; - проводит инструктаж с организаторами об их обязанностях. С 9-10 в классной комнате, отведенной для проведения экзамена: Организаторы в аудитории (распределенные и утвержденные приказом МОУО) из числа учителей, не ведущих преподавание русского языка и литературы, которые действуют в соответствии с инструкцией, - получив от представителя ТЭК запечатанные пакеты с экзаменационными материалами, приносят их в аудиторию; - раскладывают на столы для обучающихся проштампованные листы для черновиков; - складывают на отдельный стол (или стол для организаторов) орфографические словари; - оба экземпляра ведомости распределения выпускников в аудитории по местам и вариантам находятся в аудитории до начала экзамена, - один организатор находится в аудитории с экзаменационными материалами до начала экзамена. Классный руководитель (представитель ОУ, определенный приказом по ОУ, обучающиеся которого сдают экзамены в данном ОУ-ППЭ с 9 -10 до 9 - 30 во дворе школы: - проводит по списку учет прибывших обучающихся, проверяет наличие документа, удостоверяющего личность (паспорт, ученический билет или иной документ, в который вклеена фотография обучающегося); - выясняет причины отсутствия обучающихся, докладывает руководителю ОУ-ППЭ и представителю ТЭК о явке обучающихся на экзамен; - при входе учащихся в ОУ-ППЭ, передает список организатору в аудитории (с отметкой об отсутствии обучающихся) и после этого направляется в специально отведенное помещение во вспомогательной части ОУ-ППЭ для ожидания обучающихся до окончания экзамена. Организаторы на входе с 9 – 30 - пропускают обучающихся в ОУ-ППЭ по предъявлению ими документа, удостоверяющего личность (паспорт, ученический билет или иной документ, в который вклеена фотография обучающегося) в развернутом виде. В случае отсутствия документов классный руководитель (представитель ОУ, обучающиеся которого сдают письменный экзамен) подтверждает личность обучающегося в письменном виде. Руководитель ОУ-ППЭ принимает решение о допуске к экзамену опоздавших обучающихся по согласованию с представителем ТЭК и на основании заявления обучающегося. Оформляет решение о допуске на экзамен опоздавших обучающихся протоколом в произвольной форме. Организаторы в аудитории: с 9 – 30 до 10-00 Один из организаторов в аудитории принимает обучающихся на входе в ОУ-ППЭ и сопровождает их к месту экзамена к аудитории; Перед входом выпускников в аудиторию: Другой организатор перед входом в аудиторию: - берет в аудитории ведомость распределения выпускников по местам и вариантам; - называет фамилии обучающихся класса в соответствии с ведомостью, - проверяет наличие документа, удостоверяющего личность (паспорт, ученический билет или иной документ, в который вклеена фотография обучающегося) в развернутом виде; - называет каждому обучающемуся номер его посадочного места (не называет номер варианта), - незамедлительно пропускает обучающегося в аудиторию.
Организатор находится в аудитории с ведомостью распределения обучающихся и помогает выпускнику занять свое место в аудитории в соответствии с ведомостью распределения выпускников. Организаторы в аудитории: - читают обучающимся инструкцию № 1 по процедуре проведения экзамена; - напоминают, что обучающимся разрешается пользоваться орфографическими словарями; - организуют подписывание черновика (Ф.И. в верхнем правом углу); напоминают, что учащиеся могут производить необходимые записи в черновике, но черновики не проверяются; - напоминают выпускникам о недопустимости наличия и (или) использования во время экзамена мобильных телефонов.
с 10-00 до 10-20 - вскрывают пакеты с бланками ответов № 1 и № 2; - первый организатор берет в руки бланки № 1, а второй организатор – бланки № 2, не перекладывая их; - один из организаторов читает фамилию и имя выпускника на бланке № 1, обучающийся поднимает руку, второй организатор проверяет фамилию на бланке №2, оба бланка выдают обучающемуся одновременно; - вскрывают пакет с экзаменационными заданиями; - варианты экзаменационных заданий раздают в соответствии с ведомостью распределения выпускников, одновременно перепроверяя соответствие номера варианта на бланках № 1 и № 2 (вслух номера вариантов не оглашаются); - в случае нехватки экзаменационных заданий в пакете, организатор в аудитории информирует об этом представителя ТЭК. Представитель ТЭК вскрывает резервный пакет с экзаменационными материалами и выдает недостающее количество материалов организатору в аудитории. Обучающийся, получивший экзаменационные материалы из резервных пакетов, записывает на бланках ответов № 1 и № 2: наименование сдаваемого предмета, код ОУ, свою фамилию, имя и отчество печатными буквами, ставит номер варианта (в соответствии с номером выданных ему КИМов), класс; - знакомят выпускников с экзаменационными материалами; - достают из пакета с экзаменационными заданиями текст инструкции № 2 по работе с экзаменационными материалами и читают его обучающимся; - организуют проставление обучающимися подписи в специально отведенном окне в верхней части бланка ответов № 1; - окончание чтения инструкции организатором в аудитории считается началом экзамена; - указывают на доске время начала и окончания экзамена; - заполняют акт о вскрытии пакетов с экзаменационными материалами; - лишние экземпляры сдают члену ТЭК по акту по окончании экзамена. Допускается выход обучающихся из аудитории по уважительной причине в сопровождении организатора, обеспечивающего порядок на этаже, все экзаменационные материалы остаются на рабочем месте. Допускается прерывание выполнения экзаменационной работы обучающимся в случае его плохого самочувствия по заключению бригады скорой медицинской помощи. Решение о повторной сдаче экзамена принимает территориальная экзаменационная комиссия, письменно проинформировав об этом региональную экзаменационную комиссию. Не допускается удаление обучающихся с экзамена за нарушение порядка проведения экзамена. 5. В ходе экзамена: Организаторы в аудитории: - обеспечивают самостоятельность выполнения работы; - регистрируют нарушения в правой части ведомости рассадки выпускников; - фиксируют количество выходов из аудитории в ходе экзамена; - при сдаче обучающимся экзаменационных материалов, проверяют комплектность экзаменационной работы; - проверяют, указаны ли номера заданий, в которых сделаны исправления в разделе «Замена ошибочных ответов» в бланке №1; - если обучающийся, выполняя задания второй части, заполнил лицевую и оборотную стороны бланка ответов № 2, но ответ записан не полностью, обучающемуся выдается дополнительный бланк. В ведомости выдачи дополнительных бланков делается отметка в соответствии с местом обучающегося. Обучающиеся заполняют дополнительные бланки ответов с лицевой и с оборотной стороны, их собирают в аудитории и сдают на проверку с бланками ответов № 2 соответствующих обучающихся; - принимают у обучающихся бланки ответов № 1 и № 2 (с дополнительными бланками ответов № 2), КИМы и черновики; - отмечают в ведомости факт сдачи каждым обучающимся бланка №1 и заполненного бланка № 2. Организаторам запрещается во время экзамена давать пояснения по выполнению экзаменационной работы, ходить по классу. Учитель - словесник, не работавший с экзаменуемыми, приглашается только для двукратного прочтения текста для изложения (в соответствии с требованиями инструкции по выполнению работы). После второго прочтения он должен покинуть экзаменационную аудиторию и территорию ОУ-ППЭ. Экзаменуемые: - прослушивают исходный текст изложения; - во время чтения текста экзаменуемым разрешается делать записи в черновике; - после второго прочтения текста, пересказывают его сжато в письменной форме; - знакомятся с текстом для чтения; - выполняют задания, связанные с содержательным и лингвистическим анализом прочитанного текста, пишут небольшое сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. 6. По окончании экзамена: Организаторы в аудитории:- собирают у обучающихся оставшиеся экзаменационные материалы, сверяют их количество со списком, - бланки ответов обучающихся №1 и № 2 (с дополнительными бланками ответов) из аудитории разделяют по вариантам I, II, III, IV (8 стопок); - формируют в две стопы КИМы и черновики, - передают представителю ТЭК по акту экзаменационные работы, ведомости рассадки выпускников с указанным внизу количеством бланков № 1 и № 2 по данной аудитории, неиспользованные бланки № 1,2, КИМы и черновики. Представитель ТЭК - принимает апелляции обучающихся по процедуре проведения экзамена. Представитель ТЭК и руководитель ОУ-ППЭ: - пересчитывают количество бланков №1 и № 2 по данной аудитории, - сверяют количество бланков №1 и № 2 с указанной в ведомости суммой, - вписывают количество бланков №1 и №2 по вариантам по каждой аудитории в протоколы ОУ-ППЭ, - КИМы, черновики и ведомости закрывают в сейф, - объединяют работы обучающихся из всех аудиторий по вариантам I, II, III, IV отдельно бланки ответов №1 и № 2 (с дополнительными); - укладывают в 8 бумажных пакетов отдельно бланки №1- I, II, III, IV вариантов и бланки № 2 - I, II, III, IV вариантов. Для упаковки используются бумажные пакеты, предоставленные министерством; - упаковывают в один пакет список обучающихся, не явившихся на экзамен в ОУ-ППЭ (ФИО, ОУ, класс), и неиспользованные бланки № 1, 2; - бумажные пакеты заклеивают, на месте склеивания ставят подписи представитель ТЭК и руководитель ОУ-ППЭ, подписи не расшифровывают, печать на пакеты не ставят; - наклеивают на каждый пакет этикетку установленной формы (ниже линии склейки конверта); - 9 бумажных пакетов укладывают в доставочную сумку, на которую наклеена этикетка с наименованием территории и номером ОУ-ППЭ. Представитель ТЭК - незамедлительно лично доставляет сумку с экзаменационными материалами и апелляции выпускников по процедуре проведения экзамена муниципальному координатору ГИА-9.
Муниципальный координатор ГИА-9 - получает доставочные сумки с экзаменационными материалами всех ОУ-ППЭ муниципалитета, - незамедлительно доставляет все сумки с экзаменационными материалами муниципалитета региональному координатору ГИА-9 в Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования (возможна доставка экзаменационных материалов доверенным лицом, назначенным приказом начальника МОУО).
7. На следующий день Директор ОУ, выпускники которого сдавали экзамен, предоставляет муниципальному координатору ГИА-9 в МОУО списки обучающихся, отсутствовавших на экзамене по русскому языку с указанием причины отсутствия.
8. Проверка экзаменационных работ по русскому языку Региональная предметная комиссия по русскому языку проверяет экзаменационные работы обучающихся, сдававших экзамен в новой форме, из общеобразовательных учреждений всех муниципальных образований края.
9. После окончания проверки экзаменационных работ по русскому языку Региональная экзаменационная комиссия утверждает шкалу перевода первичных баллов в экзаменационные отметки; утверждает протокол с результатами письменного экзамена по русскому языку. Региональная предметная комиссия по русскому языку направляет в МОУО электронной почтой шкалу перевода первичных баллов в экзаменационные отметки и протокол с результатами письменного экзамена по русскому языку (для каждого обучающегося, выполнявшего работу, выставлены баллы за каждое задание, сумма баллов, оценка). Муниципальный координатор ГИА-9 оперативно электронной почтой направляет шкалу перевода первичных баллов и электронный протокол с результатами экзамена в общеобразовательные учреждения. Директор ОУ, обучающиеся которого сдавали экзамен, обеспечивает оперативное ознакомление обучающихся и их родителей с результатами экзамена по русскому языку. В случае несогласия обучающегося с выставленными баллами (отметкой), апелляция в трехдневный срок подается непосредственно в региональную конфликтную комиссию либо директору общеобразовательного учреждения, в котором обучающийся ознакомился с официальными результатами экзамена. Для обучающихся, подавших апелляцию о несогласии с выставленными баллами (отметкой), основанием для аннулирования ранее выставленных баллов являются протоколы РЭК, составленные по результатам рассмотрения апелляций по русскому языку региональной конфликтной комиссией. Муниципальный координатор ГИА-9, по завершении работы региональной конфликтной комиссии, получает в региональной экзаменационной комиссии протоколы с результатами экзамена по русскому языку, заверенные председателем РЭК, и доставляет их в общеобразовательные учреждения. Школьная аттестационная комиссия: - выставляет итоговую отметку на основании годовой и экзаменационной отметок с учетом отметок промежуточной аттестации в 9-ом классе. Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом; - результаты экзамена и итоговые отметки оперативно доводятся до сведения обучающихся и их родителей (законных представителей). Учитель-предметник переносит из протоколов на предметную страницу классного журнала экзаменационные отметки обучающихся, сдававших письменный экзамен по русскому языку с участием территориальной экзаменационной комиссии, и итоговые отметки. Классный руководитель переносит экзаменационную и итоговую отметки с предметной страницы в сводную ведомость в конце классного журнала. Представитель ТЭК по итогам проведения экзамена готовит аналитическую справку, которую передает муниципальному координатору ГИА-9. В ОУ заместитель директора, ответственный за организацию и проведение ГИА-9, анализирует результаты сдачи письменного экзамена по русскому языку в сравнении с предыдущим учебным годом и годовыми отметками.
10. Протоколы письменного экзамена по русскому языку хранятся в течение пяти лет в школе, в которой выпускники обучались. 11. КИМы, черновики и ведомости распределения выпускников подлежат списанию и уничтожению до 1 июля текущего года по решению ТЭК. ТЭК составляет акт об уничтожении, в котором указывается количество (числом и прописью) уничтожаемых документов. Первый экземпляр акта предоставляется в министерство, второй экземпляр остается в ТЭК. Использованные бланки ответов № 1, № 2 и дополнительные хранятся до 1 апреля следующего года и подлежат списанию и уничтожению по решению РЭК.
Начальник отдела общего образования О.А. Лозовая
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 УТВЕРЖДЕНО приказом министерства образования и науки Краснодарского края от 04.04.2013 г. № 1781
Порядок проведения экзаменов по выбору, сдаваемых по материалам Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ, при проведении государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием территориальных экзаменационных комиссий
Экзамены по выбору по биологии, физике, химии, географии, истории, обществознанию, иностранному языку, информатике и ИКТ, литературе по текстам Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации проводятся с участием территориальных экзаменационных комиссий (далее – ТЭК). Экзамен по выбору с участием ТЭК сдают учащиеся, планирующие продолжить обучение в профильном 10-м классе, а также другие обучающиеся, освоившие образовательные программы основного общего образования. Экзамен при проведении государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием территориальных экзаменационных комиссий (далее – ГИА-9) проводят в общеобразовательных учреждениях – пунктах проведения экзаменов (далее ОУ-ППЭ), утвержденных приказом министерства образования и науки по представлению муниципального органа управления образованием (далее – МОУО), в специально отведенных классных комнатах из расчета 16 человек в одной аудитории. В последней аудитории располагается от 16 до 25 выпускников. При численности выпускников 26 и более в одной аудитории размещается 16 человек, а 10 и более человек в следующей аудитории. Во время проведения экзамена по информатике и ИКТ выпускников в аудитории может быть от 10-ти человек, в соответствии с количеством компьютеров в компьютерном классе (с учетом необходимости наличия одного резервного компьютера). Обучающиеся, сдающие экзамен, как правило, располагаются за столами по одному человеку. Количество организаторов в аудитории – 2 человека. Начало экзамена в 10-00. Время выполнения работы: · биология - 2 часа 20 минут (140 минут), · физика – 3 часа (180 минут), · химия - 2 часа (120 минут), · география - 2 часа (120 минут), · история - 3 часа (180 минут), · обществознание - 3 часа (180 минут), · иностранный язык - 2 часа (120 минут) – письменная часть; время устного ответа составляет 6 минут на одного отвечающего; время подготовки к устному ответу 10 минут; пребывание выпускника в ОУ-ППЭ не более 360 минут, · информатика и ИКТ – 2 часа 30 минут (150 минут), · литература – 3 часа 55 минут (235 минут). До экзамена: Директор школы совместно с руководителем ОУ-ППЭ готовят классные кабинеты для проведения письменного экзамена по выбору. Необходимо подготовить достаточное количество аудиторий для выполнения инструкций по проведению экзаменов в новой форме: - по одной аудитории для биологии, физики, химии, географии, истории, обществознанию, литературы; - одна аудитория и компьютерный класс для информатики и ИКТ; - три аудитории для одной группы по иностранному языку. В аудиториях не должна находиться справочно-познавательная информация по соответствующему или родственному предмету. Следует убрать (завесить) стенды, плакаты и прочие информационные материалы, опечатать шкафы. Кроме того, необходимо предусмотреть для выполнения экзаменационной работы: - по биологии, физике, химии, географии, истории, обществознанию, информатике и ИКТ листы со штампом школы, в которой располагается ОУ-ППЭ, для черновиков и выполнения третьей части работы; - по литературе – по одной тетради в линию (6 двойных листов) на каждого экзаменуемого для записи ответов по всем частям работы; - для проведения экзамена по литературе необходимо подготовить книги в нескольких экземплярах для каждой аудитории (в зависимости от наполнения); книги следует подготовить таким образом, чтобы у экзаменуемого не возникало возможности работать с комментариями и вступительными статьями к художественным текстам; - по иностранным языкам, листы со штампом школы, в которой располагается ОУ-ППЭ, для черновиков и подготовки к устному ответу; - укомплектовать каждую аудиторию для проведения письменной части экзамена по иностранным языкам звуковоспроизводящей аппаратурой; - укомплектовать каждую аудиторию для проведения устной части экзамена по иностранным языкам аппаратурой для цифровой записи устного ответа выпускника; - подготовить каждому экзаменуемому для выполнения практической части карточки с номерами по иностранным языкам, информатике и ИКТ; - на экзамене по информатике и ИКТ для выполнения практической части подготовить привычное для выпускников программное обеспечение; - место для вещей обучающихся, питьевой воды; - место для возможного размещения наблюдателей за ходом проведения экзамена; - место для расположения дополнительных материалов и оборудования, если они предусмотрены инструкцией по предмету; - классную доску, мел; - парты (как правило, один человек за партой); - часы в аудитории; - санитарно-гигиенические условия. Обеспечивают дежурство медицинского работника. В помещении для руководителя ОУ-ППЭ возможно размещение оргтехники для тиражирования бланков протоколов экзамена. Директор ОУ, обучающиеся которого будут сдавать экзамен, за 2-3 дня до экзамена передает муниципальному координатору ГИА-9 папку, которая содержит: - списки обучающихся на бумажном носителе и в электронном виде для формирования в ОУ-ППЭ списков по аудиториям; - список обучающихся, имеющих хронические заболевания; - бумагу без штампа для черновиков и выполнения заданий третьей части или тетради в линию (литература) в необходимом для обучающихся его ОУ количестве (с резервом); - электронные носители для сохранения информации на экзаменах по информатике (по количеству аудиторий) и иностранным языкам (по количеству аудиторий для проведения устной части). Председатель предметной комиссии ТЭК и директор ОУ, обучающиеся которого будут сдавать экзамен по выбору в данном ОУ-ППЭ обеспечивают в необходимом количестве дополнительные материалы и оборудование для экзамена по предметам: · физика - используется непрограммируемый калькулятор (на каждого ученика) и экспериментальное оборудование. Полный перечень материалов и оборудования будет направлен отдельным письмом министерства образования и науки (размещен на сайте ФИПИ в демоверсии 2013 года); · химия - в аудитории во время экзамена у каждого экзаменующегося должны быть следующие материалы и оборудование: - периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, - таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде, - электрохимический ряд напряжений металлов, - непрограммируемый калькулятор; · география - учащиеся должны быть обеспечены линейками, непрограммируемыми калькуляторами и географическими атласами для 7, 8 и 9 классов (любого издательства); · иностранные языки – дополнительные материалы и оборудование на экзамене по иностранному языку включают звуковоспроизводящую и звукозаписывающую аппаратуру, компакт-диски (CD) с материалами для выполнения заданий раздела 1 (задания по аудированию) и электронные носители для записи ответов экзаменуемых в разделе 5 (задания по говорению); настенные часы. · информатика и ИКТ – части № 1 и № 2 выполняются обучающимися без использования компьютеров и других технических средств. Использование калькуляторов на экзамене не разрешается. Часть 3 выполняется экзаменуемыми на компьютере со знакомыми учащимся программами. · литература – при выполнении обеих частей экзаменационной работы экзаменуемый имеет право пользоваться полными текстами художественных произведений, а также сборниками лирики. Художественные тексты не предоставляются индивидуально каждому экзаменуемому. Экзаменуемые по мере необходимости работают с текстами за отдельными столами, на которых данные тексты размещены. Книги должны быть подготовлены таким образом, чтобы у экзаменуемого не возникало возможности работать с комментариями и вступительными статьями к художественным текстам. Экзаменатор должен обеспечить равные условия доступа к художественным текстам для всех участников экзамена. · биология - учащиеся должны быть обеспечены линейками и карандашами. · история, обществознание - дополнительные материалы и оборудование на экзамене не используются. Руководитель ОУ-ППЭ накануне экзамена получает в МОУО нормативно-правовые документы, инструктивные и другие материалы, необходимые для функционирования ОУ-ППЭ, списки организаторов и обучающихся (на бумажном носителе и в электронном виде), прикрепленных к ОУ-ППЭ; списки обучающихся, имеющих хронические заболевания. Формирует списки или ведомости рассадки обучающихся по аудиториям. Организует проставление штампа школы, являющейся ОУ-ППЭ, на тетрадные листы для выполнения третьей части работы, черновиков и на каждую страницу в тетради по литературе. Представитель ТЭК накануне экзамена: - проверяет готовность ОУ-ППЭ к проведению экзамена; - получает в МОУО от координатора ГИА-9 пакеты с экзаменационными заданиями по соответствующему предмету и доставляет их в ОУ-ППЭ; - обеспечивает конфиденциальность хранения материалов до момента выдачи обучающимся в аудиториях в день проведения экзамена; - организует хранение экзаменационных материалов в опечатанном им лично сейфе, предоставленном школой, ключ от сейфа хранится у представителя ТЭК. МОУО обеспечивает представителя ТЭК транспортом для доставки экзаменационных материалов в ОУ-ППЭ. Допускается получение в МОУО и доставка пакетов с заданиями в ОУ-ППЭ представителем ТЭК в день проведения экзамена. Совместно с руководителем ОУ-ППЭ формирует списки или ведомости рассадки обучающихся по аудиториям.
Рекомендуемый состав специалистов, занятых непосредственно в проведении экзаменов: - руководитель ОУ-ППЭ, - представитель ТЭК, - организаторы – дежурные, - по два организатора на каждую аудиторию (если экзамен сдают менее пяти выпускников, по решению МОУО в аудитории может находиться один организатор и организатор – дежурный рядом с аудиторией), - на протяжении всего экзамена по физике для обеспечения техники безопасности присутствует специалист по физике, - на протяжении всего экзамена по информатике и ИКТ в компьютерном классе находятся организатор и технический специалист, - для проведения устной части экзамена по иностранным языкам привлекаются специалисты по данному предмету. На одну аудиторию для устного ответа: экзаменатор-собеседник, два экзаменатора-эксперта, технический специалист. Если число экзаменуемых более шести человек, то в каждой аудитории для устного ответа должно быть два экзаменатора-собеседника, которые меняются после каждых шести обучающихся. В состав специалистов, занятых в проведении экзаменов не могут быть включены учителя, работающие в общеобразовательных учреждениях, обучающиеся которых сдают экзамен в данном ОУ-ППЭ. На экзамене по биологии, химии, географии, истории, обществознанию, литературе в аудиторию не допускаются специалисты по данному или родственным предметам. Использование единой инструкции по проведению экзамена позволяет обеспечить соблюдение единых условий без привлечения лиц со специальным образованием по предмету. Экзамен по физике проводится в кабинетах физики. При необходимости можно использовать другие кабинеты, отвечающие требованиям безопасного труда при выполнении экспериментальных заданий экзаменационной работы. Специалист по физике проводит перед экзаменом инструктаж по технике безопасности и следит за соблюдением правил безопасного труда во время работы учащихся с лабораторным оборудованием. На экзамене по информатике и ИКТ в компьютерном классе с начала экзамена присутствует технический специалист (инженер-электронщик, учитель информатики) для установки на компьютеры файлов с заданиями третьей части работы и технического обеспечения практической части экзамена. В аудитории для проведения письменной части экзамена, после вскрытия организаторами пакета, получает диск с заданиями 3-й части, незамедлительно направляется для установки заданий на компьютеры в компьютерный класс и находится там до окончания экзамена. Устную часть на экзамене по иностранному языку проводят учителя иностранного языка в соответствии с рекомендациями ФИПИ. Учителя приходят к началу экзамена к 10-00. После вскрытия пакета с экзаменационными материалами, получают материалы с практическим заданием, направляются в аудиторию для подготовки устной части и находятся в ней до прихода выпускников.
7. В день экзамена Представитель ТЭК (с 9-00 до 9-20): - до 9-00 распределяет организаторов по аудиториям; - в 9-00 вскрывает сейф в присутствии организаторов в аудитории и руководителя ОУ-ППЭ; - выдает организаторам в аудитории необходимое количество пакетов с экзаменационными материалами, списки (ведомости рассадки) обучающихся по аудиториям, и тетрадные листы для черновиков и выполнения третьей части со штампом школы, являющейся ОУ-ППЭ; - текст инструкции № 1 по процедуре проведения экзамена; - проводит инструктаж с организаторами об их обязанностях. с 9-30 до 9-50 в классной комнате, отведенной для проведения экзамена: - организаторы в аудитории, (подготовленные организаторы из числа учителей, не ведущих преподавание предмета по которому проходит экзамен, действующие в соответствии с инструкцией), получив от представителя ТЭК запечатанный пакет с экзаменационными материалами, список (ведомость рассадки), проштампованные листы для выполнения третьей части заданий, черновиков и тетради по литературе, приносят их в аудиторию; - в аудитории готовят доску для проведения письменного экзамена (образец оформления титульного листа); - раскладывают на столы проштампованные листы для черновиков; - проверяют наличие в аудитории разрешенных дополнительных и справочных материалов.
Классный руководитель (представитель школы, определенный приказом по школе, обучающиеся которого сдают экзамены в данном ОУ-ППЭ) с 9 -20 до 9 - 40 во дворе школы: - проводит по списку учет прибывших обучающихся, проверяет наличие документа, удостоверяющего личность (паспорт, ученический билет или иной документ, в который вклеена фотография обучающегося); - выясняет причины отсутствия обучающихся, докладывает руководителю ОУ-ППЭ и представителю ТЭК о явке обучающихся на экзамен; - при входе учащихся в ОУ-ППЭ, передает список организатору в аудитории (с отметкой об отсутствии выпускников) и после этого направляется в специально отведенное помещение во вспомогательной части ОУ-ППЭ для ожидания обучающихся до окончания экзамена. Организаторы на входе с 9 - 40 до 9 - 50 - пропускают обучающихся в ОУ-ППЭ по предъявлению ими документа, удостоверяющего личность (паспорт, ученический билет или иной документ, в который вклеена фотография обучающегося) в развернутом виде. В случае отсутствия документов классный руководитель (представитель ОУ, обучающиеся которого сдают письменный экзамен) подтверждает личность обучающегося в письменном виде. Организаторы в аудитории: с 9 – 50 до 10-00 - принимают обучающихся и сопровождают их к месту экзамена; - организуют рассадку обучающихся за столы; - сверяют со списком обучающихся в аудитории; - проверяют наличие школьных принадлежностей, необходимых для проведения экзамена; - читают текст инструкции № 1 по процедуре проведения экзамена; - доводят до сведения обучающихся, какие дополнительные и справочные материалы разрешается использовать на экзамене по данному предмету; - напоминают обучающимся о недопустимости наличия и (или) использования во время экзамена мобильных телефонов (иных средств связи). Технический специалист (информатика, иностранный язык) - проводит проверку работы оборудования в компьютерном классе (информатика) и аудитории для устной части (иностранный язык). с 10-00 до 10-20 - вскрывают пакет с экзаменационными материалами; - раздают варианты экзаменационных заданий таким образом, который исключает возможность выполнения одного варианта обучающимися, сидящими рядом или друг за другом; - выдают проштампованные листы для выполнения третьей части заданий; - достают из пакета с экзаменационными заданиями текст инструкции № 2 по работе с экзаменационными материалами и читают его обучающимся; - организуют заполнение обучающимися титульной части листа с заданиями, подписывание черновика (Ф.И., № школы, класс в верхнем правом углу); - заполняют акт о вскрытии пакетов с экзаменационными материалами с указанием количества работ по каждому варианту (если в аудитории менее пяти экзаменуемых и по решению МОУО находится один организатор, то акт о вскрытии пакета подписывает и член ТЭК). В случае нехватки экзаменационных работ в пакете, организатор в аудитории информирует об этом представителя ТЭК. Представитель ТЭК вскрывает резервный пакет с экзаменационными материалами и выдает недостающее количество материалов организатору в аудитории. Лишние экземпляры сдаются представителю ТЭК по акту по окончании экзамена; - указывают на доске время начала и окончания экзамена.
В ходе экзамена Организаторы в аудитории: - обеспечивают самостоятельность выполнения работы; - регистрируют нарушения; - фиксируют количество выходов обучающихся из аудитории входе проведения работы; - проверяют отметку обучающимся количества сделанных им исправлений в специально отведенном месте в экзаменационной работе; - регистрируют в списке аудитории окончание работы каждым экзаменуемым, проверяют комплектность экзаменационной работы. Организаторам запрещается во время экзамена давать пояснения по выполнению экзаменационной работы, ходить по классу. Не допускается удаление обучающихся с экзамена за нарушение порядка проведения экзамена. Организаторы на этажах обязаны обеспечивать контроль за передвижением и поведением лиц, находящихся в ОУ-ППЭ во время экзамена, порядком выхода обучающихся из ОУ-ППЭ после экзамена, а также сопровождать обучающихся, медицинского работника при их передвижении по ОУ-ППЭ во время экзамена до пунктов назначения и обратно. Организаторы на этажах в случае необходимости и по распоряжению руководителя ОУ-ППЭ могут заменять организаторов, прикрепленных к аудиториям.
По окончании экзамена: Организаторы в аудитории:- собирают у обучающихся оставшиеся экзаменационные материалы, сверяют их количество со списком, - складывают экзаменационные материалы обучающихся, - передают представителю ТЭК по акту экзаменационные работы, список экзаменуемых, акт о вскрытии пакета с экзаменационными материалами; - принимают участие в шифровании работ. Организаторы в аудитории для практической части (для говорения): - на экзамене по информатике: перечни файлов с результатами выполнения заданий части 3 каждым участником и носитель информации с результатами выполнения заданий части 3; - на экзамене по иностранному языку дополнительно: результаты выполнения заданий устной части каждым экзаменуемым и носитель информации с записью выполнения задания части 3, а также итоговый протокол устной части ГИА-9 (в новой форме) по иностранным языкам.
Представитель ТЭК и руководитель ОУ-ППЭ: - зашифровывают экзаменационные работы обучающихся, - титульные листы отделяют, вместе со списком (фамилия - шифр) запечатывают в пакеты, заверяют своими подписями и закрывают в сейф, - черновики закрывают в сейф, - после этого работа организаторов в аудитории завершена. Представитель ТЭК - принимает апелляции обучающихся по порядку проведения экзамена; - формирует папки с экзаменационными работами обучающихся (по аудиториям) для проверки членами предметной комиссии территориальной экзаменационной комиссии; - доставляет папку с экзаменационными работами и апелляциями обучающихся в территориальную предметную комиссию. По решению ТЭК в пункт проверки может быть доставлен запечатанный пакет со списками (фамилия - шифр) и титульными листами.
Предметная комиссия ТЭК работает в специально определенном пункте проверки экзаменационных работ. Возможна с учетом целесообразности организация нескольких пунктов проверки экзаменационных работ. Все пункты проверки утверждаются приказом министерства образования и науки по представлению МОУО. Количество членов предметной комиссии ТЭК на каждом пункте проверки определяется с учетом числа обучающихся IX классов общеобразовательных учреждений, принимая во внимание особенности конкретного предмета. Проверку экзаменационных работ (заданий с развернутыми ответами) осуществляют специалисты-предметники, прошедшие подготовку для проверки заданий 2013 года. Пункт проверки экзаменационных работ по информатике должен быть оборудован техникой для просмотра результатов выполнения экзаменуемыми практических заданий. Председатель предметной комиссии ТЭК в установленном порядке получает ответы к экзаменационной работе, критерии оценивания, организует их тиражирование и передачу членам предметной комиссии. В случае наличия нескольких пунктов проверки экзаменационных работ организует передачу в установленном порядке ответов к экзаменационной работе, критериев оценивания во все пункты проверки. Предметная комиссия ТЭК: 1-й день – день экзамена с 14-30, (после получения ответов к экзаменационной работе и критериев оценивания) или 2-й день с 9-00: - организует проверку работ с оцениванием каждого задания и подсчетом баллов непосредственно в работе; - заполняет протоколы (с шифрами вместо Ф.И.О.); - сдает все работы председателю предметной комиссии ТЭК (заместителю председателя – в случае нескольких пунктов проверки); Протоколы с занесенными баллами без фамилий, но с шифром передают председателю предметной комиссии ТЭК. Формируется единый протокол с баллами, полученными за письменную часть работы и баллами за устную часть (иностранный язык) или практическую часть (информатика и ИКТ). Если, по решению ТЭК, в пункт проверки доставлены списки с ФИО и шифрами, возможно, после проверки работ, заполнить один протокол с ФИО учащихся, шифром и баллами (вместо двух). Протоколы с шифрами работ вместо фамилий в 2-х экземплярах подписывает председатель предметной комиссии ТЭК, представитель ТЭК в ОУ-ППЭ и 2 члена предметной комиссии, проверявшие данную работу. В случае нескольких пунктов проверки экзаменационных работ вместо председателя предметной комиссии ТЭК протокол подписывает заместитель председателя, обеспечивающий проверку экзаменационных работ в конкретном пункте проверки. По окончании проверки протоколы передаются председателю предметной комиссии ТЭК. До утверждения результатов все проверенные экзаменационные работы хранятся в пункте проверки работ в специально отведенном опечатанном сейфе (помещении). Ответственность за их сохранность несет председатель предметной комиссии ТЭК (заместитель, закрепленный за данным пунктом проверки). Экзаменационные работы учащихся хранятся в предметной комиссии ТЭК в течение срока подачи апелляции о несогласии с выставленными баллами (отметкой). После проведения процедуры рассмотрения апелляций работы передаются на ответственное хранение в МОУО. 2 день с 9-00: В МОУО проводится заседание ТЭК, на котором председатель предметной комиссии ТЭК докладывает об итогах экзамена по выбору на основании протоколов экзамена с учетом установленной министерством образования и науки шкалы перевода баллов в оценки. При большом количестве обучающихся, сдающих предмет, возможно проведение ТЭК в более позднее время. ТЭК утверждает протоколы результатов ГИА-9 по данному предмету и направляет их в МОУО. Первый экземпляр протокола результатов экзамена хранится в МОУО в течение одного года. Второй экземпляр протокола результатов экзамена передается для хранения в ОУ, где обучались экзаменуемые. МОУО готовит приказ об утверждении результатов ГИА-9 по данному предмету и направляет в ОУ вместе с протоколами результатов экзамена. Представитель ТЭК совместно с руководителем ОУ-ППЭ и представителями школ, обучающиеся которых выполняли работу в данном ОУ-ППЭ, расшифровывают работы, соединяя титульный лист с текстом работы, и заполняют протокол с указанием фамилии, имени и отчества обучающегося и баллов. Данный протокол подписывается председателем предметной комиссии ТЭК, представителем ТЭК и членами территориальной предметной комиссии, проверявшими работы выпускников данного класса. В случае нескольких пунктов проверки экзаменационных работ вместо председателя предметной комиссии ТЭК протокол подписывает заместитель председателя, обеспечивающий проверку экзаменационных работ в конкретном пункте проверки. Протоколы передаются в МОУО и ОУ. Директор ОУ, обучающиеся которого сдавали экзамен, обеспечивает оперативное ознакомление обучающихся и их родителей с результатами экзамена. В случае несогласия обучающегося с выставленными баллами (отметкой), апелляция в трехдневный срок подается непосредственно в территориальную конфликтную комиссию либо директору общеобразовательного учреждения, в котором выпускник ознакомился с официальными результатами экзамена. Для обучающихся, подавших апелляцию о несогласии с выставленными баллами (отметкой), основанием для аннулирования ранее выставленных баллов являются измененные протоколы ТЭК о результатах экзамена. В целях объективного выставления итоговой отметки по предмету создается школьная аттестационная комиссия (председатель, учитель, ассистент), которая начинает свою работу после завершения работы ТЭК. Школьная аттестационная комиссия: - переводит баллы в отметки, в соответствии с утвержденной министерством образования и науки шкалой перевода и после получения протоколов ТЭК; - выставляет итоговую отметку на основании годовой и экзаменационной отметок с учетом отметок промежуточной аттестации в IX классе. Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом. Учитель-предметник переносит из протоколов на предметную страницу классного журнала экзаменационные отметки обучающихся, сдававших письменный экзамен с участием ТЭК, и итоговые отметки. Классный руководитель переносит экзаменационную и итоговую отметки с предметной страницы в сводную ведомость в конце классного журнала. По итогам проведения экзамена представитель ТЭК готовит аналитическую справку, которую передает муниципальному координатору проведения ГИА-9. В ОУ заместитель директора, ответственный за организацию и проведению ГИА-9, проводит анализ результатов сдачи экзамена по материалам Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ в сравнении с годовыми отметками. Протоколы экзаменов по выбору обучающихся хранятся в школе, в которой они обучались, в течение пяти лет. Экзаменационные работы обучающихся, сдававших экзамен по выбору по материалам Рособрнадзора, в том числе запись выполнения части 3 по информатике и ИКТ и запись устной части по иностранному языку каждого выпускника на электронном носителе, хранятся в МОУО до 1 апреля следующего года. Затем подлежат списанию и уничтожению по решению ТЭК. Первый экземпляр акта о списании предоставляется в министерство, второй экземпляр остается в ТЭК.
Начальник отдела общего образования О.А. Лозовая
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4 УТВЕРЖДЕНО приказом министерства образования и науки Краснодарского края от 04.04.2013 г. № 1781
Порядок проведения экзаменов по выбору государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием территориальных экзаменационных комиссий
1. Экзамен проводится для тех обучающихся, которые планируют продолжить обучение в профильном 10-м классе и выбрали в соответствии с профилем обучения ГИА-9 по предметам: ОБЖ, физическая культура, искусство (МХК). 2. Экзамены проводят в общеобразовательных учреждениях – пунктах проведения экзаменов (далее ОУ-ППЭ), утвержденных приказом министерства образования и науки по представлению муниципального органа управления образованием (далее – МОУО) в специально отведенных классных комнатах. Возможна организация экзамена одновременно в нескольких аудиториях ОУ-ППЭ, если в них будут сдавать экзамен обучающиеся из разных школ. 3. Обучающиеся делятся на две группы, если в группе, выбравшей предмет, 20 человек и более. 4. Экзамены проводятся в соответствии с расписанием экзаменов, утвержденным руководителем МОУО, которое доводится до сведения обучающихся, родителей (законных представителей), учителей не позднее, чем за 2 недели до начала аттестационного периода. 5. Расписание экзаменов должно быть составлено таким образом, чтобы интервал между экзаменами для каждого выпускника составлял не менее двух дней (за исключением экзаменов, проводимых досрочно и в дополнительные сроки) 6. Начало экзаменов в 8-00 (первая группа), в 13-00 – (вторая группа).
7. До экзамена Директор ОУ, обучающиеся которого будут сдавать экзамен, за 2-3 дня до экзамена передает муниципальному координатору ГИА-9 папку, которая содержит: - список обучающихся, сдающих экзамен (предмет по выбору); - список обучающихся, имеющих хронические заболевания; - бумагу без штампа для ответов на вопросы экзаменационных билетов обучающихся его ОУ. Директор школы, определенной для проведения экзамена по выбору, готовит кабинеты. При этом необходимо предусмотреть: - классную доску, мел; - пособия и оборудование, необходимые для проведения экзамена по предмету; - листы со штампом школы, в которой располагается ОУ-ППЭ, для записи экзаменуемыми ответов на вопросы билета; - условия для выполнения практической части к билету; - бланки протоколов для сдачи экзамена; - тексты билетов и их номера; - необходимые санитарно-гигиенические требования; Обеспечить дежурство медицинского работника. Представитель территориальной экзаменационной комиссии (далее – ТЭК) накануне экзамена: - проверяет готовность ОУ-ППЭ к сдаче экзамена обучающимися; - получает в МОУО пакеты с экзаменационными материалами; - организует их хранение в опечатанном сейфе, предоставленном школой, в которой проводится данный экзамен (ключ от сейфа хранится у представителя ТЭК); - получает в МОУО списки обучающихся, прикрепленных к ОУ-ППЭ для сдачи экзамена по выбору, распределяет их по группам.
8. В день проведения экзамена Представитель ТЭК с 7-45 до 8-00 вскрывает сейф в присутствии членов предметной комиссии ТЭК, выдает им экзаменационные материалы и листы со штампом для записи экзаменуемыми ответов на вопросы билета. Председатель предметной комиссии ТЭК обеспечивает проведение экзамена в соответствии с п. 13 Положения о порядке подготовки и проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края, утвержденного приказом департамента образования и науки от 30.03.2000г. № 450. Учитель, ведущий данный предмет в школе, может присутствовать на экзамене. Он слушает ответы обучающихся, но не участвует в процедуре их оценивания.
9. После завершения сдачи экзамена члены предметной комиссии ТЭК заполняют протокол экзамена, оглашают экзаменационные отметки обучающимся и передают протоколы экзамена представителю ТЭК. Представитель ТЭК и председатель предметной комиссии готовят все экзаменационные материалы (протокол, билеты, экзаменационный материал к билетам, листы) для передачи на хранение в муниципальный орган управления образованием. Передает протоколы экзамена директорам школ, обучающиеся которых сдавали экзамен. Директор школы после получения протокола с результатами экзамена передает его председателю школьной аттестационной комиссии по данному предмету.
10. Итоговые отметки по предмету выставляются школьной аттестационной комиссией на основании годовой и экзаменационной отметок с учетом отметок промежуточной аттестации в 9-м классе. Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом. Учитель-предметник переносит из протоколов на предметную страницу журнала экзаменационные отметки обучающихся, сдававших устный экзамен по выбору с участием территориальной экзаменационной комиссии, и итоговые отметки. Классный руководитель переносит экзаменационную и итоговую отметки с предметной страницы в сводную ведомость в конце классного журнала.
11. В ОУ заместитель директора, ответственный за организацию и проведение ГИА-9, проводит анализ результатов сдачи устных экзаменов по выбору в сравнении с годовыми отметками. Протоколы экзаменов по выбору обучающихся хранятся в школе, в которой они обучались, в течение пяти лет. Экзаменационные работы обучающихся, сдававших экзамен по выбору, хранятся в МОУО до 1 апреля следующего года. Затем подлежат списанию и уничтожению по решению ТЭК. Первый экземпляр акта о списании предоставляется в министерство, второй экземпляр остается в ТЭК. По итогам проведения экзамена представитель ТЭК готовит аналитическую справку, которую передает муниципальному координатору проведения ГИА-9.
Начальник отдела общего образования О.А.Лозовая
|